Медиасреда и воспитание детей в условиях информационного общества. Часть 2

Кон­тент­ные ки­бе­руг­ро­зы для детей и подростков

Стремительный процесс накопления социальной информации ведёт к глубоким изменениям самого человека и его влияния на формирование и развитие окружающей среды (со­циальной, природной, технологической, культурно-образовательной). Одно из последствий этих изменений, названное «эф­фектом/синдромом хоттабизации»[1], являются серьёзной угрозой нашего времени. Речь идёт о принятии решений и осуществлении действий на основе устарев­шей и неправильной инфор­ма­ции. В современной Украине указанные изменения вошли в проти­воречие с действующей си­стемой школьного образования, отстающей от потребностей мирового развития на много лет. Основной причиной такого положения является то, что «синдром хоттаби­зации», охвативший по­давляющую часть педагогов, проявляется в попытке подготовить подрас­тающее поколение к жизни и работе в новых условиях на основе безнадёжно устаревших знаний о детях и неправиль­ных методах организации образовательного процесса.

Последствиями данного синдрома являются серьёзная угроза безопасности страны и га­рантированная неуспешность большинства граждан как в профессиональном, так и личностном плане. В полной мере это относится к представлениям и действиям воспитательного характера в связи с быстро растущим влиянием на детей информационных ресурсов Интернета, а также мно­гочисленных  ТВ (телевизионных) каналов, насыщенных низкопробной теле/кинопродукцией.

Новые времена привносят в нашу жизнь новые явления, новые понятия и новые угрозы. Среди них - контентные киберугрозы,интернет-зависимость и пр. Кон­тент­ными угро­зами/ки-беругрозами называют рас­прост­ра­не­ние ма­те­ри­а­лов, на­ру­ша­ю­щих как юридические, так и мо­ральные нормы. К ним от­но­сят­ся:

  • информация аморального характера, в частности, пор­но­гра­фия;
  • дет­ская пор­но­гра­фия;
  • сек­су­аль­ная экс­плу­а­та­ция не­со­вер­шен­но­лет­них и де­йствия пе­до­фи­лов;
  • ин­фор­ма­ция тер­ро­рис­ти­чес­кого и экстре­мист­ского характера;
  • сек­тант­ская ин­фор­ма­ция;
  • пре­ступ­ле­ния про­тив пер­со­наль­ных дан­ных, чес­ти и до­сто­инст­ва людей;
  • нар­коп­ро­па­ган­да;
  • демонстрация актов на­си­лия, про­па­ган­да пре­ступ­ле­ний и обу­че­ние их со­вер­ше­нию.

Дет­ские пси­хо­ло­ги, ки­бер­по­ли­цей­ские и спе­ци­а­ли­с­ты в области интернета сфор­му­ли­ро­ва­ли ос­нов­ные опасности, ко­то­рым под­вер­га­ют­ся де­ти и под­рост­ки при ис­поль­зо­ва­нии ре­сур­сов все­мир­ной па­у­ти­ны:

  • Рас­прост­ра­не­ние че­рез со­ци­аль­ные се­ти, фо­ру­мы  и пр. пер­со­наль­ных дан­ных, ин­фор­ма­ции о по­ве­де­нии де­тей, вклю­чая до­маш­ние ад­ре­са, но­ме­ра те­ле­фо­нов, ад­ре­са час­то по­се­ща­е­мых мест. Та­кая ин­фор­ма­ция мо­жет быть лег­ко до­ступ­ной для ши­ро­ко­го кру­га лиц, в том числе и для участников преступных группировок.
  • Про­смотр деть­ми пор­но­гра­фии он­лайн. В сред­нем 40% под­рост­ков про­смат­ри­ва­ют ма­те­ри­а­лы пор­но­гра­фи­чес­ко­го со­дер­жа­ния. По­доб­ная де­я­тель­ность пре­пят­ст­ву­ет фор­ми­ро­ва­нию нор­маль­но­го сек­су­аль­но­го и об­щест­вен­но­го по­ве­де­ния, а так­же се­мей­ных цен­нос­тей.
  • Про­смотр ма­те­ри­а­лов, со­дер­жа­щих сце­ны на­си­лия, жес­то­кос­ти по от­но­ше­нию к лю­дям и жи­вот­ным, про­па­ган­ди­ру­ю­щих пре­ступ­ную и экстре­мист­скую де­я­тель­ность. Пре­пят­ст­ву­ет фор­ми­ро­ва­нию нор­маль­ных мо­раль­ных уста­но­вок, при­ня­тых в со­вре­мен­ном об­щест­ве.

Среди отмеченных современных киберугроз наибольшую тревогу вызывает про­смотр деть­ми сайтов, предназначенных только для взрослых.[2] А число таких детей неуклонно растёт.  Дан­ной проблеме уде­ля­ет­ся ог­ром­ное вни­ма­ние в СМИ многих стран. Некоторые ана­ли­ти­ки счи­та­ют, что ак­цент на вли­я­ние пор­но­гра­фии уво­дит об­щест­вен­ное вни­ма­ние от дру­гих социальных уг­роз, по­следст­вия ко­то­рых мо­гут быть го­раз­до серь­ез­нее для правительств ряда государств. В целом, позитивных тенденций на направлении «дети и ТВ/интернет» в Украине, как и в ряде других стран СНГ, не отмеча­ется. Согласно опросам, при­мер­но каж­дый тре­тий под­рос­ток при­знал­ся в том, что ин­тер­нет ме­ша­ет нормальной жизни: активной уче­бе, разностороннему разви­тию, встре­чам с друзь­я­ми и пр. Особую опасность представляет собой растущая ин­тер­нет-за­ви­си­мос­ть, ко­то­рая мо­жет раз­вить­ся в те­че­ние по­лу­го­да ак­тив­но­го поль­зо­ва­ния сетью. По раз­ным оцен­кам, в настоящее время от 2 до 5% де­тей и под­рост­ков уже стали таковыми.

Широко распространено сравнение Интернета с информационной свалкой. Эта метафора важна для анализа отношения детей и молодёжи к «глобальной паутине». Сеть экстерри­тори­альна, в ней отсутствует явно выраженное отношение собственности, все в ней как бы "ничье". Это открывает простор для проявления у детей собственных амбициозных и агрессивных наме­рений. Снимаются табу реальной жизни, потому что свалка - наилучшее ме­сто, где можно кру­шить-ломать-бить-колотить. Вместе с тем, виртуальная среда сети Интернет не обладает свой­ствами обыкновенной реальности: время и пространство вирту­ального мира иные. Виртуальная коммуникативная среда по-иному «размещает» все во времени. Например, возможен повтор, точная копия ситуации того, что в реальности недо­стижимо. Созданная виртуальная реальность Интернета во многом представляет собой своеобразную материализацию желания, материали­зацию мечты.

Глубина интеграции человека в порожденную им киберкультуру становится едва ли не определяющей на современном этапе. В частности, меняется соотношение между знаниями и умениями/навыками. Производство знаний становится все более замкнутой, кастовой задачей, об­ластью деятельности, сужающейся относительно всей массы социальных задач. Скорость про­изводства знаний растет, но не быстрее, чем скорость прироста человечества и техно­сферы, и даже при со­хранении паритета, абсолютное число людей, которым не нужно про­изводить зна­ния, увеличивается.

Проблемы адаптации к природе отодвинулись, а проблема приспособления к новым техно­системам актуализировались. Джейк Хорсли замечает: «Мы больше не организмы. Мы меха­низмы» [6]. И хотя обучение выработке и получению знаний - очень благодарная задача, надо помнить, что этим мы ухудшаем способность людей адаптироваться к со­временному обществу, в котором от них требуются определенные навыки. Западное обще­ство сконцентрирова­лось на формировании навыков, от чего во многом выигрывает. Получается любопытная пропорция: мы стремимся больше производить знания, они ста­раются больше производить навыки. В этой ситу­ации необходимо определиться со страте­гией – либо мы отстаиваем свое право производить зна­ния и тогда начинаем защищать его всеми доступными средствами, либо - начинаем забо­титься о том, чтобы наши си­стемы образования преимущественно занимались формированием навыков. В этих вопросах ком­пьютерное и Интернет-образо­вание (со всеми недостатками - «клиповостью», фрагментарностью и пр.) играет наиболее важную роль.

Медиа-(анти)воспитание в семье

Как уже отмечалось, многим родителям, занятым карьерой, работой или просто выжива­нием, не до собственных детей. Неумолимая статистика показывает: средняя продолжительность ежедневного общения родителей с детьми составляет не более 12 минут в сутки. Главным вос­питателем во многих семьях стала так называемая «медианяня». Родители, наивно пытающиеся уберечь детей от «дурного влияния» улицы, часто даже рады, что дети часами «отдыхают» у те­левизора или за компьютером. В семьях, где есть дети, телевизор работает в 2 раза больше. Заме­чено даже, что люди, ко­то­рые про­во­дят боль­ше 2-х ча­сов в день пе­ред те­ле­ви­зо­ром, часто на­би­рают лиш­ний вес. Все прос­то: проводя время у те­ле­ви­зора или за ком­пью­те­ром, че­ло­век мало дви­га­ет­ся, а именно дви­же­ние является не­отъ­ем­ле­мый ком­по­нент здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни. Также, со­вме­щая обед или ужин с про­смот­ром лю­би­мо­го се­ри­а­ла, он съеда­ет боль­ше, так как ТВ отвле­ка­ет его от ощу­ще­ний и сиг­на­лов собст­вен­но­го те­ла. Кро­ме то­го, ап­пе­тит сти­му­ли­ру­ют «вкус­но» вы­гля­дя­щие рек­лам­ные ро­ли­ки и другая ТВ/кино-продукция.

 Бо­лее 60% родителей ни­как не огра­ни­чи­ва­ют вре­мя, ко­то­рое де­ти и под­рост­ки про­во­дят в Ин­тер­не­те и не кон­тро­ли­ру­ют стра­ни­цы, ко­то­рые они по­се­ща­ют. Дети наблюдают и «копируют» образ жизни родителей, в т. ч. TV-«всеядность», TV-зависимость и пр. В результате такого «ме­диа-воспитания», уже к 14 годам среднестатистический под­росток успевает увидеть около 40 000 сцен изощрённого насилия[3]. Вре­доносные последствия этого на неокрепшую детскую психику трудно переоценить.

В тоже время компьютерная сеть Интернет обладает мощным информа­ционно-образова­тельным и коммунитарным потенциалом. Характеризуя коммунитарный потенциал Интернета, следует различать инструментальную роль Интернет-технологий, открывающих новые возмож­ности существования реальной субкультуры и киберкомму­никативные сообщества, не имеющие аналога в реальном мире. Возникающие киберком­муникативные сообщества в сети Интернет яв­ляются продолжением традиционных соци­альных сообществ (пользователи информационно-аналитических, финансовых, коммерче­ских, научных структур), возникающих нетрадиционных сообществ, которые называют Интернет-сообществами, «виртуальными» или «онлайн-сообще­ствами». Сеть Интернет способствует объединению пользователей в киберкоммуникативные сооб­щества благодаря своим уникальным возможностям - анонимный характер электронной коммуникации позволяет преодолевать расовые, возрастные, половые и физические пре­грады, открывает качественно новый способ асинхронных коммуникаций, снимая в свою очередь огра­ничения временных поясов и распорядка дня. Электронная коммуникация имеет выраженный «эффект запоминания», благодаря возможности записи и сохранения сообщений. На этих базо­вых тезисах строится развернутая схема дополнительных возможностей: способ­ствование взаи­мопониманию, толерантности и готовности принять чужие взгляды и раз­личия; выработка об­щих ценностей.

Что касается информационно-образовательного по­тенциала, то, как свидетель­ствуют данные со­циологических исследований Института со­циологии НАН Украины, за послед­ние несколько лет произошли значительные качествен­ные изменения в использовании компью­терной сети Интер­нет, в частности в формах и це­лях использования Интернета. Это ознакомле­ние с последними новостями, поточной ин­формацией (47,8%), поиск информации для обуче­ния/повышения квали­фикации (42,7%), поиск информации для выполнения профессиональных обязанностей (40,0%), использова­ние электронной почтой (47,8%), поиск и прослушивание /переписывание музыки, филь­мов (33,4%), посещение сайтов государственных, общественных структур (10,6%), поиск и чтение/запись в свою электронную библиотеку художественных книг (9,1%) [7]. Таким об­разом, Интернет предоставляет расширение индивидуальных возможностей человека к сверхбыстрым темпам жизни в современном информационном обществе.       

Детские игры в информационном обществе

Известно, что новорождённый вступает в большой мир как биологический индивид и ос­новной заботой взрослых этот момент является обеспечить его безопасность и условия физиоло­гического выживания. Через некоторое время, в результате социализации ребёнок становится че­ловеческим существом с комплексом установок, с симпатиями и антипатиями, целями и ценно­стями, стереотипами поведения и ответственностью, а также с неповторимым индивидуальным видением мира. Однако индивид превращается в человеческую личность лишь в процессе дея­тельности, основным видом которой и главным условием полноценного развития его в детском возрасте является игра.

Одной из важных особенностей социализации детей XXI века является трансформа­ция детских игр, как по форме, так и по содержанию. Коллективные подвижные игры на воздухе, в том числе, наиболее распространенная игра детей второй половины прошлого века – игра в войну, ушли в исто­рию. На смену им пришли компьютерные игры, редкие из которых не содер­жат элемента наси­лия.

Рассмотрим валеологическую и психологическую составляющие указанной трансформа­ции. Известно, что движение является непременным условием  нормального развития ребёнка. Современные дети и без того, мало двигаются. Особенно утомительна статическая поза, харак-терная и для работы с компьютером. Под ее влиянием могут происходить нарушения осанки, си­стемы кровообращения, зрения и т.д. В ходе подвижных игр, происходит естественное физиче­ское/физиологическое развитие детского организма, формирование жизненно важных умений и качеств – силы, ловкости, сме­калки и т.п. Подвижные игры своей физической и эмоциональной нагрузкой оказывают благо­приятное воздействие на все системы организма, дарят ощущение мышечной радости, являются прекрасным средством профилактики гиподинамии и гипокине­зии. Подвижные игры положи­тельно влияют на воспитание детей в духе справедливости, взаи­мопомощи, коллективизма, фор­мируют «чувство команды», естественным образом регулируют взаимоотношения в детской среде.  

Многие компьютерные игры практически лишены полезных составляющих, зато содержат целый набор вредных как для тела, так и для психического развития детей. Они принуждают ре­бёнка часами сидеть за компьютером, что крайне неблагоприятно отражается на зрении, прово­цируют кислородное голодание детского организма, гиподинамию и другие вредные послед­ствия. Но главное в другом: они  показывает под­рост­кам и де­тям, что жес­то­кость до­пус­ти­ма и даже необходима. В ком­пью­тер­ных иг­рах что­бы спра­вить­ся с про­тив­ни­ком, нуж­но ис­поль­зо­вать изощ­рен­ные и весь­ма жес­то­кие ме­то­ды борь­бы. Ге­рои бое­ви­ков и эк­ше­нов без­жа­лост­но из­би­ва­ют и уби­ва­ют «пло­хих пар­ней». Со­глас­но ис­сле­до­ва­ни­ям, подобным по­ве­де­ни­ем де­лать под­рост­ков бо­лее жес­то­ки­ми по от­но­ше­нию к сверст­ни­кам, родителям, к людям вообще, а также к любым живым существам.

Более того, во время компьютерных игр ребёнок испытывает постоянный дистресс[4]из-за по­вышенного выброса в кровь ферментов адреналина, кортизона и т.п. При отсутствии движения и хронической гиподинамии это приводит к перевозбуждению, психической неуравновешенно­сти, а в ряде случаев - к состоянию аффекта, транса. В сочетании с психологической уверенно­стью в том, что насилие – это «нормально», такое состояние является причиной ожесточения детей и подростков.Поэтому набор факторов, его вызывающих, включая неблагоприятную в психологическом смысле атмосферу воспитания и проявления  буллинга[5] в семье, а нередко и в школе, мы назвали  «коктейлем» агрессии.

Снизить уровень детской и подростковой агрессии, не дать им перерасти в поведенческую норму – большая и трудная задача для родителей и педагогов.  Про­ти­во­пос­та­вить не­га­тив­но­му вли­я­нию агрессивной ме­диа-среды мож­но лишь психологически здо­ро­вой ат­мо­сфе­рой в се­мье и в школе, где пре­ва­ли­ру­ют ува­же­ние и до­ве­рие людей друг к дру­гу. Также зна­чи­тель­но сни­жа­ет уро­вень аг­рес­сив­нос­ти под­ро­ст­ков и добавляет им уве­рен­ности в се­бе хо­ро­шая до­за постоянной спор­тив­ной на­груз­ки.

Итак, в условиях информатизации современного общества про­блема превращения масс-медиа и Интернета в один из важнейших институтов становления человека как личности должна рассматриваться в широком контексте (педагогами, социо­логами, психоло­гами и представителями других дисциплин) и стать предметом вниматель­ного научного анализа. Важность исследования этой проблемы заключается ещё и в том, что в результате развития ин­формационно-коммуникативных процессов, имеющих надна­циональную и надкультурную направленность, происходит формирование соответствую­щего типа личности. Важно, чтобы это была не киберличность с виртуальной идентично­стью, а духовно и интеллектуально развитая личность, которая способна эффективно строить свою жизнь в современном обществе.


[1] Термин принадлежит К.Корсаку

[2] Главное место в структуре досуга у четверти подростков занимает компьютер. Ежедневное общение с компьютером у городских школьников составляет примерно 1,2 часа. Прогнозируется выравнива­ние возможностей регулярного пользования компьютером у детей из разных социальных групп к моменту окончания шко­лы. В целом отмечается позитивное влияние регу­лярного пользования компьютером на академическую успевае­мость школьников. Однако несбалансированное виртуальное общение развивает у ребенка опосредованное восприятие мира, разрушает интуицию, формирует ситуацию отчуждения от эт­нических корней и истории своего народа, морально развращает.

 ____________________________________________________

[3] Любимые фильмы у 70% российских и украинских подростков— американского производства. В среднем на один час телетрансляций прихо­дится 4,2 сцены насилия и эротики. Ежедневно российский подросток видит не менее 9 сцен насилия, агрессии или эроти­ки, что провоцирует его на принятие конфронтационной моде­ли поведения.

[4] Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системыорганизма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Дистресс — разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций. Дистрессчаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз).

[5] Буллинг (от англ. bully — задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и сотрудников) со стороны остальных членов коллектива или его части. Как проявления буллинга специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности, отказ в доверии и делегировании полномочий и т. д.

http://www.0552.ua/
Херсон Национальный Конгресс родителей медиа пространство
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
37 просмотров в феврале
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
18 февраля в 6:04 спасателей вызвали в Новотроицкое – рассказали, что по ул. Безродного идет дым с крыши СТО ЧП «Полюсевич». Как сообщает пресс-служба облУМЧС, когда те прибыли на место, огонь охватил 70 кв.м. Учитывая его масштаб, через 45 мин. сюда направили резервное отделение пожарно-спасательной части и Сивашской МПО. В 7:20 пожар локализовали, в 8:00 потушили. Предполагаемая причина пожара - короткое замыкание в электросети. Читайте также: Дом 43-лет...
Общество
Шесть крышек люков от колодцев системы стационарной телефонной связи исчезли за ночь в поселке Аскания-Нова на Херсонщине. Очевидцев их пропажи не нашлось, так что разыскивать имущество «Укртелекома» пришлось бы по всем окрестным пунктам скупки металлолома. И не факт, что его нашли бы в целости и сохранности: ведь перед сдачей воры обычно разбивают чугунные крышки на куски. Однако выручил свидетель: один из местных жителей заметил, как водитель «Жигулей» п...
Криминал
18 февраля ограбили дом 43-летнего жителя Каховки. По данным пресс-служб Отдела коммуникации полиции Херсонской области, сегодня в Каховское отделение полиции обратился мужчина. Он рассказал, что из его дома неизвестные похитили золотой кулон и валюту в размере 10500 долларов США, 1050 евро,10000 гривен. По данному фарту проводится расследование. Читайте также: "Херсонрегионгаз" нанял коллекторов для выбивания долгов
Общество
Вчера региональная компания «Херсонрегионгаз» подписала договор с коллекторской конторой «Дельта М Колекшн». Как сообщается на портале публичных закупок «Prozorro», газовщики уже подписали договор с фирмой. Услуги «по возврату долгов» обошлись «Херсонрегионгазу» в 300 тысяч гривен. Основная деятельность «Дельта М Колекшн» - юридические услуги. Бенефициаром «Дельта М Колекшн» является киевский бизнесмен Вячеслав Голуб – владелец международной группы компани...
Общество
Сегодня, 16 февраля, в Дарьевке Белозерского района напали на волонтеров, которые работали на одного из кандидатов в президенты. Как сообщает «Любимый Херсон» со ссылкой на Юлию Литвинову (она, судя по тексту, работает на кандидата Петра Порошенко), около 11:00 к волонтерам подошли пьяные люди. Оскорбляли, начали потасовку, а один из нападавших попытался потушить сигарету об одежду одного из волонтеров. Те вызвали полицию. Читайте также: Смертельное ДТП по...
Общество
Вчера на Бериславщине, в районе Томиной Балки, произошла авария со смертельным исходом. Так, водитель автомобиля «Джили СК» ехал по дороге в направлении Станислава. Он решил пойти на обгон, для чего выехал на встречную полосу, однако, не учел ширины дорожного покрытия и колесами попал на обочину. В результате машина слетела в кювет и перевернулась. 47-летний водитель скончался на месте происшествия. 32-летний пассажир был госпитализирован с травмами различ...
Общество
15 февраля в 18:25 голопристанских спасателей вызвали в Бехтеры тушить пожар в частном доме по ул. 1 Мая. Когда они добрались до места, горели перекрытия чердака, огонь добрался до комнаты. В 19:17 пожар локализовали, в 20:40 потушили на площади 10,5 кв.м. Предварительная его причина - нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления. Погибших и травмированных нет. Напомним, вчера днем на Херсонщине дважды тушили камыш и сухостой....
Общество
15 февраля губернатор Херсонщины Андрей Гордеев и нардеп Александр Спиваковский побывали на строительстве бассейна в ХГУ. «Работы идут достаточно быстро, мощными темпами. Совсем недавно мы только начинали закладывать фундамент, а сегодня уже на территории вуза стоит полноценное здание с крышей и чашей для воды. Убежден, что через месяц-два будем открывать этот современный спортивный комплекс длиной 25 метров на 6 дорожек (так называемый олимпийский стандар...
Общество
В Высокопольское отделения полиции поступило сообщение от местных жителей, что в доме их односельчанку, возможно, употребляют наркотики. Люди жаловались, что рядом с ее домом чувствуется запах конопли. Сообщила пресс-служба ведомства. Полицейские выяснили, что в доме проживает 35-летняя местная жительница. К ней постоянно приходили местные наркоманы, которые в одной из комнат вместе с хозяйкой курили коноплю. В доме полицейские обнаружили двух мужчин и хоз...