Медиасреда и воспитание детей в условиях информационного общества. Часть 2

Кон­тент­ные ки­бе­руг­ро­зы для детей и подростков

Стремительный процесс накопления социальной информации ведёт к глубоким изменениям самого человека и его влияния на формирование и развитие окружающей среды (со­циальной, природной, технологической, культурно-образовательной). Одно из последствий этих изменений, названное «эф­фектом/синдромом хоттабизации»[1], являются серьёзной угрозой нашего времени. Речь идёт о принятии решений и осуществлении действий на основе устарев­шей и неправильной инфор­ма­ции. В современной Украине указанные изменения вошли в проти­воречие с действующей си­стемой школьного образования, отстающей от потребностей мирового развития на много лет. Основной причиной такого положения является то, что «синдром хоттаби­зации», охвативший по­давляющую часть педагогов, проявляется в попытке подготовить подрас­тающее поколение к жизни и работе в новых условиях на основе безнадёжно устаревших знаний о детях и неправиль­ных методах организации образовательного процесса.

Последствиями данного синдрома являются серьёзная угроза безопасности страны и га­рантированная неуспешность большинства граждан как в профессиональном, так и личностном плане. В полной мере это относится к представлениям и действиям воспитательного характера в связи с быстро растущим влиянием на детей информационных ресурсов Интернета, а также мно­гочисленных  ТВ (телевизионных) каналов, насыщенных низкопробной теле/кинопродукцией.

Новые времена привносят в нашу жизнь новые явления, новые понятия и новые угрозы. Среди них - контентные киберугрозы,интернет-зависимость и пр. Кон­тент­ными угро­зами/ки-беругрозами называют рас­прост­ра­не­ние ма­те­ри­а­лов, на­ру­ша­ю­щих как юридические, так и мо­ральные нормы. К ним от­но­сят­ся:

  • информация аморального характера, в частности, пор­но­гра­фия;
  • дет­ская пор­но­гра­фия;
  • сек­су­аль­ная экс­плу­а­та­ция не­со­вер­шен­но­лет­них и де­йствия пе­до­фи­лов;
  • ин­фор­ма­ция тер­ро­рис­ти­чес­кого и экстре­мист­ского характера;
  • сек­тант­ская ин­фор­ма­ция;
  • пре­ступ­ле­ния про­тив пер­со­наль­ных дан­ных, чес­ти и до­сто­инст­ва людей;
  • нар­коп­ро­па­ган­да;
  • демонстрация актов на­си­лия, про­па­ган­да пре­ступ­ле­ний и обу­че­ние их со­вер­ше­нию.

Дет­ские пси­хо­ло­ги, ки­бер­по­ли­цей­ские и спе­ци­а­ли­с­ты в области интернета сфор­му­ли­ро­ва­ли ос­нов­ные опасности, ко­то­рым под­вер­га­ют­ся де­ти и под­рост­ки при ис­поль­зо­ва­нии ре­сур­сов все­мир­ной па­у­ти­ны:

  • Рас­прост­ра­не­ние че­рез со­ци­аль­ные се­ти, фо­ру­мы  и пр. пер­со­наль­ных дан­ных, ин­фор­ма­ции о по­ве­де­нии де­тей, вклю­чая до­маш­ние ад­ре­са, но­ме­ра те­ле­фо­нов, ад­ре­са час­то по­се­ща­е­мых мест. Та­кая ин­фор­ма­ция мо­жет быть лег­ко до­ступ­ной для ши­ро­ко­го кру­га лиц, в том числе и для участников преступных группировок.
  • Про­смотр деть­ми пор­но­гра­фии он­лайн. В сред­нем 40% под­рост­ков про­смат­ри­ва­ют ма­те­ри­а­лы пор­но­гра­фи­чес­ко­го со­дер­жа­ния. По­доб­ная де­я­тель­ность пре­пят­ст­ву­ет фор­ми­ро­ва­нию нор­маль­но­го сек­су­аль­но­го и об­щест­вен­но­го по­ве­де­ния, а так­же се­мей­ных цен­нос­тей.
  • Про­смотр ма­те­ри­а­лов, со­дер­жа­щих сце­ны на­си­лия, жес­то­кос­ти по от­но­ше­нию к лю­дям и жи­вот­ным, про­па­ган­ди­ру­ю­щих пре­ступ­ную и экстре­мист­скую де­я­тель­ность. Пре­пят­ст­ву­ет фор­ми­ро­ва­нию нор­маль­ных мо­раль­ных уста­но­вок, при­ня­тых в со­вре­мен­ном об­щест­ве.

 

Среди отмеченных современных киберугроз наибольшую тревогу вызывает про­смотр деть­ми сайтов, предназначенных только для взрослых.[2] А число таких детей неуклонно растёт.  Дан­ной проблеме уде­ля­ет­ся ог­ром­ное вни­ма­ние в СМИ многих стран. Некоторые ана­ли­ти­ки счи­та­ют, что ак­цент на вли­я­ние пор­но­гра­фии уво­дит об­щест­вен­ное вни­ма­ние от дру­гих социальных уг­роз, по­следст­вия ко­то­рых мо­гут быть го­раз­до серь­ез­нее для правительств ряда государств. В целом, позитивных тенденций на направлении «дети и ТВ/интернет» в Украине, как и в ряде других стран СНГ, не отмеча­ется. Согласно опросам, при­мер­но каж­дый тре­тий под­рос­ток при­знал­ся в том, что ин­тер­нет ме­ша­ет нормальной жизни: активной уче­бе, разностороннему разви­тию, встре­чам с друзь­я­ми и пр. Особую опасность представляет собой растущая ин­тер­нет-за­ви­си­мос­ть, ко­то­рая мо­жет раз­вить­ся в те­че­ние по­лу­го­да ак­тив­но­го поль­зо­ва­ния сетью. По раз­ным оцен­кам, в настоящее время от 2 до 5% де­тей и под­рост­ков уже стали таковыми.

Широко распространено сравнение Интернета с информационной свалкой. Эта метафора важна для анализа отношения детей и молодёжи к «глобальной паутине». Сеть экстерри­тори­альна, в ней отсутствует явно выраженное отношение собственности, все в ней как бы "ничье". Это открывает простор для проявления у детей собственных амбициозных и агрессивных наме­рений. Снимаются табу реальной жизни, потому что свалка - наилучшее ме­сто, где можно кру­шить-ломать-бить-колотить. Вместе с тем, виртуальная среда сети Интернет не обладает свой­ствами обыкновенной реальности: время и пространство вирту­ального мира иные. Виртуальная коммуникативная среда по-иному «размещает» все во времени. Например, возможен повтор, точная копия ситуации того, что в реальности недо­стижимо. Созданная виртуальная реальность Интернета во многом представляет собой своеобразную материализацию желания, материали­зацию мечты.

Глубина интеграции человека в порожденную им киберкультуру становится едва ли не определяющей на современном этапе. В частности, меняется соотношение между знаниями и умениями/навыками. Производство знаний становится все более замкнутой, кастовой задачей, об­ластью деятельности, сужающейся относительно всей массы социальных задач. Скорость про­изводства знаний растет, но не быстрее, чем скорость прироста человечества и техно­сферы, и даже при со­хранении паритета, абсолютное число людей, которым не нужно про­изводить зна­ния, увеличивается.

Проблемы адаптации к природе отодвинулись, а проблема приспособления к новым техно­системам актуализировались. Джейк Хорсли замечает: «Мы больше не организмы. Мы меха­низмы» [6]. И хотя обучение выработке и получению знаний - очень благодарная задача, надо помнить, что этим мы ухудшаем способность людей адаптироваться к со­временному обществу, в котором от них требуются определенные навыки. Западное обще­ство сконцентрирова­лось на формировании навыков, от чего во многом выигрывает. Получается любопытная пропорция: мы стремимся больше производить знания, они ста­раются больше производить навыки. В этой ситу­ации необходимо определиться со страте­гией – либо мы отстаиваем свое право производить зна­ния и тогда начинаем защищать его всеми доступными средствами, либо - начинаем забо­титься о том, чтобы наши си­стемы образования преимущественно занимались формированием навыков. В этих вопросах ком­пьютерное и Интернет-образо­вание (со всеми недостатками - «клиповостью», фрагментарностью и пр.) играет наиболее важную роль.

Медиа-(анти)воспитание в семье

Как уже отмечалось, многим родителям, занятым карьерой, работой или просто выжива­нием, не до собственных детей. Неумолимая статистика показывает: средняя продолжительность ежедневного общения родителей с детьми составляет не более 12 минут в сутки. Главным вос­питателем во многих семьях стала так называемая «медианяня». Родители, наивно пытающиеся уберечь детей от «дурного влияния» улицы, часто даже рады, что дети часами «отдыхают» у те­левизора или за компьютером. В семьях, где есть дети, телевизор работает в 2 раза больше. Заме­чено даже, что люди, ко­то­рые про­во­дят боль­ше 2-х ча­сов в день пе­ред те­ле­ви­зо­ром, часто на­би­рают лиш­ний вес. Все прос­то: проводя время у те­ле­ви­зора или за ком­пью­те­ром, че­ло­век мало дви­га­ет­ся, а именно дви­же­ние является не­отъ­ем­ле­мый ком­по­нент здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни. Также, со­вме­щая обед или ужин с про­смот­ром лю­би­мо­го се­ри­а­ла, он съеда­ет боль­ше, так как ТВ отвле­ка­ет его от ощу­ще­ний и сиг­на­лов собст­вен­но­го те­ла. Кро­ме то­го, ап­пе­тит сти­му­ли­ру­ют «вкус­но» вы­гля­дя­щие рек­лам­ные ро­ли­ки и другая ТВ/кино-продукция.

 Бо­лее 60% родителей ни­как не огра­ни­чи­ва­ют вре­мя, ко­то­рое де­ти и под­рост­ки про­во­дят в Ин­тер­не­те и не кон­тро­ли­ру­ют стра­ни­цы, ко­то­рые они по­се­ща­ют. Дети наблюдают и «копируют» образ жизни родителей, в т. ч. TV-«всеядность», TV-зависимость и пр. В результате такого «ме­диа-воспитания», уже к 14 годам среднестатистический под­росток успевает увидеть около 40 000 сцен изощрённого насилия[3]. Вре­доносные последствия этого на неокрепшую детскую психику трудно переоценить.

В тоже время компьютерная сеть Интернет обладает мощным информа­ционно-образова­тельным и коммунитарным потенциалом. Характеризуя коммунитарный потенциал Интернета, следует различать инструментальную роль Интернет-технологий, открывающих новые возмож­ности существования реальной субкультуры и киберкомму­никативные сообщества, не имеющие аналога в реальном мире. Возникающие киберком­муникативные сообщества в сети Интернет яв­ляются продолжением традиционных соци­альных сообществ (пользователи информационно-аналитических, финансовых, коммерче­ских, научных структур), возникающих нетрадиционных сообществ, которые называют Интернет-сообществами, «виртуальными» или «онлайн-сообще­ствами». Сеть Интернет способствует объединению пользователей в киберкоммуникативные сооб­щества благодаря своим уникальным возможностям - анонимный характер электронной коммуникации позволяет преодолевать расовые, возрастные, половые и физические пре­грады, открывает качественно новый способ асинхронных коммуникаций, снимая в свою очередь огра­ничения временных поясов и распорядка дня. Электронная коммуникация имеет выраженный «эффект запоминания», благодаря возможности записи и сохранения сообщений. На этих базо­вых тезисах строится развернутая схема дополнительных возможностей: способ­ствование взаи­мопониманию, толерантности и готовности принять чужие взгляды и раз­личия; выработка об­щих ценностей.

Что касается информационно-образовательного по­тенциала, то, как свидетель­ствуют данные со­циологических исследований Института со­циологии НАН Украины, за послед­ние несколько лет произошли значительные качествен­ные изменения в использовании компью­терной сети Интер­нет, в частности в формах и це­лях использования Интернета. Это ознакомле­ние с последними новостями, поточной ин­формацией (47,8%), поиск информации для обуче­ния/повышения квали­фикации (42,7%), поиск информации для выполнения профессиональных обязанностей (40,0%), использова­ние электронной почтой (47,8%), поиск и прослушивание /переписывание музыки, филь­мов (33,4%), посещение сайтов государственных, общественных структур (10,6%), поиск и чтение/запись в свою электронную библиотеку художественных книг (9,1%) [7]. Таким об­разом, Интернет предоставляет расширение индивидуальных возможностей человека к сверхбыстрым темпам жизни в современном информационном обществе.       

Детские игры в информационном обществе

Известно, что новорождённый вступает в большой мир как биологический индивид и ос­новной заботой взрослых этот момент является обеспечить его безопасность и условия физиоло­гического выживания. Через некоторое время, в результате социализации ребёнок становится че­ловеческим существом с комплексом установок, с симпатиями и антипатиями, целями и ценно­стями, стереотипами поведения и ответственностью, а также с неповторимым индивидуальным видением мира. Однако индивид превращается в человеческую личность лишь в процессе дея­тельности, основным видом которой и главным условием полноценного развития его в детском возрасте является игра.

Одной из важных особенностей социализации детей XXI века является трансформа­ция детских игр, как по форме, так и по содержанию. Коллективные подвижные игры на воздухе, в том числе, наиболее распространенная игра детей второй половины прошлого века – игра в войну, ушли в исто­рию. На смену им пришли компьютерные игры, редкие из которых не содер­жат элемента наси­лия.

Рассмотрим валеологическую и психологическую составляющие указанной трансформа­ции. Известно, что движение является непременным условием  нормального развития ребёнка. Современные дети и без того, мало двигаются. Особенно утомительна статическая поза, харак-терная и для работы с компьютером. Под ее влиянием могут происходить нарушения осанки, си­стемы кровообращения, зрения и т.д. В ходе подвижных игр, происходит естественное физиче­ское/физиологическое развитие детского организма, формирование жизненно важных умений и качеств – силы, ловкости, сме­калки и т.п. Подвижные игры своей физической и эмоциональной нагрузкой оказывают благо­приятное воздействие на все системы организма, дарят ощущение мышечной радости, являются прекрасным средством профилактики гиподинамии и гипокине­зии. Подвижные игры положи­тельно влияют на воспитание детей в духе справедливости, взаи­мопомощи, коллективизма, фор­мируют «чувство команды», естественным образом регулируют взаимоотношения в детской среде.  

Многие компьютерные игры практически лишены полезных составляющих, зато содержат целый набор вредных как для тела, так и для психического развития детей. Они принуждают ре­бёнка часами сидеть за компьютером, что крайне неблагоприятно отражается на зрении, прово­цируют кислородное голодание детского организма, гиподинамию и другие вредные послед­ствия. Но главное в другом: они  показывает под­рост­кам и де­тям, что жес­то­кость до­пус­ти­ма и даже необходима. В ком­пью­тер­ных иг­рах что­бы спра­вить­ся с про­тив­ни­ком, нуж­но ис­поль­зо­вать изощ­рен­ные и весь­ма жес­то­кие ме­то­ды борь­бы. Ге­рои бое­ви­ков и эк­ше­нов без­жа­лост­но из­би­ва­ют и уби­ва­ют «пло­хих пар­ней». Со­глас­но ис­сле­до­ва­ни­ям, подобным по­ве­де­ни­ем де­лать под­рост­ков бо­лее жес­то­ки­ми по от­но­ше­нию к сверст­ни­кам, родителям, к людям вообще, а также к любым живым существам.

Более того, во время компьютерных игр ребёнок испытывает постоянный дистресс[4]из-за по­вышенного выброса в кровь ферментов адреналина, кортизона и т.п. При отсутствии движения и хронической гиподинамии это приводит к перевозбуждению, психической неуравновешенно­сти, а в ряде случаев - к состоянию аффекта, транса. В сочетании с психологической уверенно­стью в том, что насилие – это «нормально», такое состояние является причиной ожесточения детей и подростков.Поэтому набор факторов, его вызывающих, включая неблагоприятную в психологическом смысле атмосферу воспитания и проявления  буллинга[5] в семье, а нередко и в школе, мы назвали  «коктейлем» агрессии.

Снизить уровень детской и подростковой агрессии, не дать им перерасти в поведенческую норму – большая и трудная задача для родителей и педагогов.  Про­ти­во­пос­та­вить не­га­тив­но­му вли­я­нию агрессивной ме­диа-среды мож­но лишь психологически здо­ро­вой ат­мо­сфе­рой в се­мье и в школе, где пре­ва­ли­ру­ют ува­же­ние и до­ве­рие людей друг к дру­гу. Также зна­чи­тель­но сни­жа­ет уро­вень аг­рес­сив­нос­ти под­ро­ст­ков и добавляет им уве­рен­ности в се­бе хо­ро­шая до­за постоянной спор­тив­ной на­груз­ки.

Итак, в условиях информатизации современного общества про­блема превращения масс-медиа и Интернета в один из важнейших институтов становления человека как личности должна рассматриваться в широком контексте (педагогами, социо­логами, психоло­гами и представителями других дисциплин) и стать предметом вниматель­ного научного анализа. Важность исследования этой проблемы заключается ещё и в том, что в результате развития ин­формационно-коммуникативных процессов, имеющих надна­циональную и надкультурную направленность, происходит формирование соответствую­щего типа личности. Важно, чтобы это была не киберличность с виртуальной идентично­стью, а духовно и интеллектуально развитая личность, которая способна эффективно строить свою жизнь в современном обществе.


[1] Термин принадлежит К.Корсаку

[2] Главное место в структуре досуга у четверти подростков занимает компьютер. Ежедневное общение с компьютером у городских школьников составляет примерно 1,2 часа. Прогнозируется выравнива­ние возможностей регулярного пользования компьютером у детей из разных социальных групп к моменту окончания шко­лы. В целом отмечается позитивное влияние регу­лярного пользования компьютером на академическую успевае­мость школьников. Однако несбалансированное виртуальное общение развивает у ребенка опосредованное восприятие мира, разрушает интуицию, формирует ситуацию отчуждения от эт­нических корней и истории своего народа, морально развращает.

 ____________________________________________________

[3] Любимые фильмы у 70% российских и украинских подростков— американского производства. В среднем на один час телетрансляций прихо­дится 4,2 сцены насилия и эротики. Ежедневно российский подросток видит не менее 9 сцен насилия, агрессии или эроти­ки, что провоцирует его на принятие конфронтационной моде­ли поведения.

[4] Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системыорганизма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Дистресс — разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций. Дистрессчаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз).

[5] Буллинг (от англ. bully — задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и сотрудников) со стороны остальных членов коллектива или его части. Как проявления буллинга специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности, отказ в доверии и делегировании полномочий и т. д.

http://www.0552.ua/
Херсон Национальный Конгресс родителей медиа пространство
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Спорт
Сегодня, 18 октября, состоялась жеребьевка футзальной Лиги чемпионов. Единственного представителя Украины, херсонскую команду по футзалу «Продэксим», жеребьевка определила в группу D. Об этом сообщает интернет-издание «Телеграф». Матчи пройдут в Минске, столице Беларуси. Соперниками известного украинского клуба будут белорусская команда «Столица», испанская «Барселона» и команда из Чехии «Спарта». Элитный раунд включает в себя четыре группы по четыре клуба...
Общество
Строительство нового кинотеатра и торгово-развлекательного комплекса подходит к концу. Спустя шесть лет на здании появились буквы. Скорее всего, это свидетельствует о финале большой стройки в центе города. Сегодня, 18 октября, херсонцы могли наблюдать, как при помощи автовышки на фасад строения наносили буквы. К вечеру они сложились в название. В Херсоне опять появился «Кінотеатр «Україна». Читайте также: На границе с Крымом в Херсонской области ЦНАП готов...
Новости компаний
18 октября в киевском Государственном университете инфраструктуры и технологий были названы имена студентов, победивших во всеукраинском образовательном конкурсе «Морское дело 2019». Второй год подряд благотворительный Фонд Бориса Колесникова организует проект для учащихся на транспортных и морских специальностях. Победителями образовательной инициативы Фонда стали тридцать студентов ведущих морских вузов Украины, в том числе из Херсона (3 представителя Хе...
Народный бунт
Жители центральной части Каховки в массовом порядке переходят на автономное отопление, чтобы больше не получать платежки с запредельными суммами от коммунальных служб. Резкий отток абонентов коммунального предприятия тепловых сетей «Каховтеплокомуненерго» ( КПТМ «КТКЕ») приведет к тому, что стоимость централизованного отопления для тех, кто не отрезался от теплосетей этой зимой станет еще больше. Как сообщает сайт 0552 со ссылкой на ИА «Новый день», по сос...
Политика
Текст Обращения к Президенту Украины и Верховной Раде «О недопущении капитуляции Украины в российско-украинской войне» не получил поддержку у депутатов Херсонского областного совета. В его поддержку высказалось только 12 депутатов, а 28 народных избранников не голосовали вообще, в том числе и глава Херсонского облсовета Владислав Мангер. По его мнению, внешняя политика и военная доктрина – исключительная прерогатива Президента Украины, а задача местных сов...
Экология
Сегодня, 18 октября, на сессии Херсонского областного совета депутаты утвердили программу по ликвидации амброзии на 2020-2023 годы. На начало 2019 года этот аллергенный сорняк занимал в регионе  276077,42 гектаров. В программе предусмотрено проведение агротехнических, механических и химических мероприятий и методов. Например, предлагают: очистку верхнего слоя почвы от семян амброзии, использование гербицидов, скашивание амброзии, прополка, перекопка. Финан...
Общество
Один из ближайших к аннексированному Крыму Центр предоставления административных услуг (ЦНАП) открылся в пгт. Чаплинка Херсонской области. Как сообщает сайт 0552 со ссылкой на пресс-службу Херсонской ОГА, работники ЦНАП будут предоставлять 150 административных услуг. Одновременно 6 администраторов смогут обслужить не менее 25 человек за одни час. То есть, порядка 200 посетителей в сутки или 6 тысяч за месяц.  Жители Чаплинской объединенной территориальной...
Происшествия
Изувеченное тело мотоциклиста нашли случайные прохожие, которые оперативно вызвали полицию. Прибывшие на место ДТП медики зафиксировали смерть 34-летнего мужчины, а сотрудники правоохранительных органов выясняют подробности аварии. Известно, что трагедия произошла на участке автодороги между селами Тарасовка и Великие Копани Херсонской области. Также удалось установить личность погибшего мотоциклиста – это житель села Брилевка. На месте происшествия работа...
Происшествия
На территории Национального природного парка «Джарылгачский» задержаны браконьеры, которые с помощью запрещенных орудий лова выловили 1603 экземпляров краснокнижных крабов. Как сообщает сайт 0552, со ссылкой на начальника отделения полиции в порту «Херсон» Максима Жаркова, живность в целости и сохранности выпустили в акваторию Черного моря. Тем самым предотвращено нанесение ущерба естественной среде Херсонской области на сумму свыше 90 миллионов гривен. Пл...