Медиасреда и воспитание детей в условиях информационного общества. Часть 1

Николай Федорец, Ph.D в области образования (doctor in pedagogie), международный эксперт,  учитель высшей категории, председатель Одесского педагогического общества и Елена Лисеенко, доктор социологических наук, профессор, декан историко-философского факультета Южно-украинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского проанализировали современные реалии в помощь педагогам и родителям.

Интенсивное развитие разветвлённой сети средств массовой информации и, особенно, Ин­тернета, требует осмысления их социального воздействия на сферу образования. Не удивительно, что современных педагогов и родителей беспокоит новая ситуация, которая сложилась в обуче­нии и воспитании детей - как дошкольников, так и школьников - в условиях  информационного общества. Это связано с тем, что современные ИКТ (информационно-коммуникативные техноло­гии) создают коммуникативно-образовательную среду принципиально нового типа. Одной из основных задач образования XXI века становится подготовка человека с детских лет не только к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, но и овладению современ­ными технологиями жизни и работы в информационно насыщенном пространстве.

Информационное общество как новая медиасреда образования и воспитания

Человеческая цивилизация последних десятилетий всё больше приобретает черты инфор­мационного общества. Термин «информационное общество» часто используется наряду с дру­гими понятиями, определяющими характерные черты нашего времени: общество «третьей волны», «супериндустриальное общество» (О. Тоффлер), «постиндустриальное обще­ство» (Д. Белл), «программируемое» или «постиндустриальное» общество (А. Турен), «постка­питали­стическое», общество «сервисного класса» (Р. Дарендорф), «knowledge society» (П. Дракер), «knowledg-value society» (Т. Сакайи) и т.д. Кроме этого, в научной литературе для характери­стики современного этапа развития человечества используются также понятия «ки­бернетиче­ского» или «технотронного» общества. Однако все эти термины практически вытес­нены более общим термином - «информационное общество», обозначающим новую историче­скую фазу развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются ин­формация и знания.

Одно из самых кратких и удачных, на наш взгляд, определений информационного обще­ства было зафик­сировано в 1997 году в книге, выпущенной к Парламентской ассамблее Совета Европы: “Ин­формационное общество – это общество, основанное на информации”. Учитывая важность раз­вития информационного общества, 27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН провозгла­сила 17 мая Международным днём информационного общества.

Становление и развитие информационного общества заставляет глу­боко задуматься над функциями и новыми задачами современного образования. Тенден­ции трансформации системы образования необходимо рассматривать в контек­сте новой когнитивной ситуации, кото­рая возни­кает в “обществе знаний”. Одну из них можно назвать утилитарной. Она порождает соответ­ствующий учебный дискурс, содержание, формы, методы обучения, определённую куль­туру пе­редачи и освоения знаний. Однако утилитар­ный учебный дискурс даже сложно назвать образова­нием, скорее это подготовка (training), по­скольку он не столько даёт образование человеку, сколько готовит его для выполнения конкрет­ных функций, т.е. преимущественно направлен на формирование умений и навыков.

Однако современное общество не может обойтись без собственно зна­ний, обеспечиваю­щих глубокое понимание человеком самого себя и природы, наполнение деятельности и жизни смыслами и ценностями. Эту тенденцию можно назвать экзистенциальной, по­скольку речь идёт о знании, которое генерируется стремлением преодолеть собственные пределы, находить новые смыслы, значения, ценности.

Следует отметить, что Украина еще не в полной мере использует преимущества, предо­ставляемые информационным обществом. По данным со­циологического исследования, прове­денного в 2010 году Институтом социологии НАН Украины, 59,8% опрошенных жителей Укра­ины ответили, что не пользуется и не нужда­ется в Интернете. Что касается подключения оте­чественной системы образования к ми­ровой базе современных информационных технологий, то необходимо отметить, что сего­дня мультимедийные уроки проводятся только в 7% отечествен­ных школах. На 30 украинских школьников сегодня приходится лишь один компьютер, да и то, как правило, устаревшей модели. Для сравнения, в Ев­росоюзе этот показатель составляет в среднем пять к одному. Однако главная проблема заключа­ется в том, что и те не очень большие по западным меркам прорывы Украины в области информационных коммуникаций, находятся далеко впереди общественного сознания. Именно поэтому проблему медиаобразования не сле­дует рассматривать исключительно с точки зрения внедрения или не внедрения технологических новаций и коммуникационных систем, а с точки зрения подготовки креативных педагогов, в до­статочной степени овладевших современными ИКТ.   

Новые условия социального взросления детей в XXI веке

Известно, что процесс социализации подрастающего поколения протекает неоднозначно и противоречиво. Успешность процесса социализации всегда за­висела от влияния группы органи­зованных, «созидательных» факторов/институтов, направленных на раз­витие интеллектуальных, духовных, профессиональных и др. качеств личности как полноценного члена социума. Однако процесс социального развития ребёнка подвержен также воздействию стихийных факторов, ко­торые, как правило, оказывают на неокрепшую личность негативное, а порой и разрушитель­ное влияние. Система ценностей каждого взрослого человека сформиро­валась в результате раз­решения диалектических противоречий между факторами первой и вто­рой групп.

В современной литературе широко представлены основных факторов обеих групп, влияющие на формирование системы ценностей человека и общества в це­лом. Изложим важнейшие из них в порядке убывания воз­действия/влияния на личность в процессе социального взросления в традиционном (постиндустриальном) обществе: 

  • Семья
  • Школа
  • Микросреда/референтные группы[1]
  • Макросреда[2]
  • Масс-медиа (всевозможные средства массовой информации)
  • Идеологические концепции: религиозные, политические и пр.

Однако с возникновением информационного общества и развитием информационно-коммуни­кативных технологий основную роль в процессе социализации детей и подростков начинают играть масс-медиа.

Современное общество стремительно меняется, и вместе с ним рушится устоявшаяся ценностно-нормативная система с представлениями о благе, справедливости, добре, зле.  О времена! О нравы! – вспоминаем мы крылатую фразу Цицерона, произнесённую более двух тысяч лет назад. В нарождающемся информационном обществе меняется расстановка, взаимодействие и влияние основных фак­торов/институтов социализации. Главный социальный институт – семья переживает глубо­кую трансформацию, связанную с изменением её функциональных, статусно-ролевых и цен­ностно-нормативных основ. Социальный фон воспитания детей в ряде стран СНГ, в том числе в Укра­ине, продолжает ухудшаться. Это обу­славливается как общими негативными тенденциями раз­вития современной цивилизации в целом, так и состоянием украинского социума. Многие укра­инские семьи (как, впрочем, и рос­сийские, молдавские и т.д.) не обеспечивают полноцен­ного воспита­ния детей и проигрывают во влия­нии на ребен­ка стихийными факторами социализа­ции. Ро­дители практически утратили контроль над свободным вре­менем детей и подростков. Часть из них во­обще выехала на заработки в другие страны. Высокая занятость ро­дителей, оставшихся в стране, существенно сократила время их об­щения с деть­ми. Старшее поколение - бабушки и де­душки, озабоченные проблемами собственного выживания и здоровья, живут, как правило, от­дельно и уже не могут обеспечить значимого влияния на воспитание собственных внуков. В тоже время до 70% детей испыты­вают страх физического насилия, в том числе домаш­него.

Как свидетельствуют данные социологического исследования, проведённого Украин­ским институтом социальных исследований имени А. Ерёменко в апреле 2012 года среди детей 10-17 лет, 10% опрошенных детей ответили, что их физически наказывают дома, а 57% отметили, что их ругают, используя ненормативную лексику [5]. Во многих семьях уко­ренились нежелатель­ные для продуктивного воспитания жизненные стратегии и сценарии, свя­занные с личным успе­хом, достигнутым любой ценой, в т. ч. безнравственными средствами. В семейном быту украин­цев остаются широко распро­страненными алкогольные традиции, отсут­ствие авторитета родите­лей и старших поко­лений, не­конструктивный, конфликтный стиль обще­ния и взаимоотношений между членами семьи. Педаго­гичес­кая культура родителей, несмотря на обилие научно-попу­лярной педагогической литературы, остаётся низкой.

Таким образом, семья начинает утрачивать роль важнейшего агента в про­цессе социализа­ции детей. А как же школа и другие образовательные учреждения? Влияние школы на процесс социализации подрастающего поколения постепенно свора­чивается. Частные до­школьные учреждения и школы вследствие неразумной государственной политики, балансируют на грани выживания и не в со­стоянии вносить решающий вклад в процесс социализации детей. Дети и подростки находятся под сильнейшим влиянием упомянутых выше стихийных факторов. Хотя в XXI веке их уже трудно назвать стихийными. Прежде всего, речь идёт о мощ­ной, хорошо организованной индуст­рии развлечения, а фактически - духовного растления и навязывания «перевёрнутых» с точки зре­ния нормальных людей ценностей, круглосуточно и массировано распространяемых СМИ (средств массовой информации) и Интернета.

Таким образом, в условиях информационного общества происходит перестановка в системе главных факторов, влияющих на социализации детей. На первое место среди субъектов воспита­ния - важнейшей составляющей социализации, вместо семьи и школы выходит масс-медия. 

_______________________________________________________

[1] Рефере́нтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

[2] Общая ситуация в стране, регионе и пр.

http://www.0552.ua/
Херсон Национальный Конгресс родителей медиа пространство
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
51 просмотр в феврале
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Проводя земляные работы в бывшем профилактории на берегу Днепра, херсонец нашел подземный кабель. И не нашел ничего лучшего, чем продолжить работы, – сообщают Херсонці. От удара током под напряжением тридцатиоднолетний горожанин мог и заживо сгореть. Но отделалася ожогами 3-4 степени и был госпитализирован в областную больницу.
Общество
Группа подростков в одной из школ в Херсонской области два месяца издевались над своей сверстницей. Об этом пишет издание "Типичный Херсон". Неприятная история произошла в одной из школ районного центра Нововоронцовка Херсонской области. Три мальчика-подростка устроили своей сверстнице настоящую травлю. На протяжении двух месяцев они постоянно толкали ее на переменах, оскорбляли и унижали. Девочка в ответ тихо плакала, так как не умела постоять за себя. Од...
Общество
Военнослужащий сбывал боеприпасы и оружие местным жителям и представителям криминальных кругов. Об этом сообщает пресс-центр Службы безопасности Украины. На Херсонщине осужден военнослужащего, занимался нелегальным сбытом оружия и боеприпасов. Сотрудники спецслужбы установили, что военный одной из частей Херсонщины продавал местным жителям и представителям криминальных кругов оружие и боеприпасы, которые были вывезены из района проведения операции Объедине...
Криминал
Задержан подозреваемый по делу нанесение тяжелых телесных повреждений. По данным пресс-служб, следственно-оперативная группа провела осмотр жилища, а судебно-медицинский эксперт осмотрел тело. У погибшего были убойные раны головы и лица. Квартирант утверждал, что ничего не знает об обстоятельствах нанесения телесных повреждений, ведь был всю ночь на работе. Во время проверки его слова не нашли подтверждения. Местная жительница, которая на рассвете пришла в...
Политические новости
Действующее законодательство Украины о выборах высших органов власти несовершенное. Нужно принимать закон об импичменте Президента, снимать неприкосновенность народных депутатов и перенимать лучший опыт европейской демократии. Об этом в эфире телеканала ICTV заявил лидер политической партии «Основа» Сергей Тарута. «Законодательство о проведении выборов несовершенное. Избирательную систему необходимо поменять. Нужно снимать неприкосновенность с народных де...
Общество
Общественная организация «АГРО БЕЗОПАСНОСТЬ УКРАИНЫ» совместно с Адвокатским бюро «Сергея Пагера» приглашает руководителей, собственников аграрных предприятий, фермеров, аграрных юристов и бухгалтеров принять участие в БЕСПЛАТНОМ СЕМИНАРЕ «Земля и защита агробизнеса в 2019 году». Мероприятие состоится 4 марта в Херсонской облгосадминистрации. По данным пресс-релиза газеты Гривна, специализированный семинар «Земля и защита агробизнеса в 2019 году», посвящен...
Криминал
Сегодня утром двое злоумышленников в виде продавцов мёда украли у женщины валюту. В Корабельное отделение полиции обратилась 50-летняя местная жительница. Женщина рассказала, что утром двое неизвестных пришли к ней домой и предложили купить мед. Заявительница вышла в другую комнату, а когда вернулась обнаружила, что неизвестные совершили кражу денег в сумме 12000 гривен, 400 Евро и 300 долларов США и скрылись в неизвестном направлении. По данному факту про...
Криминал
По данным пресс-служб, сегодня около полуночи в «Единый центр 102» полиции Херсонщины позвонил 51-летний житель Корабельного района. Мужчина рассказал, что несколько неизвестных мужчин с закрытыми лицами проникли в дом заявителя. После чего вызвали мужчине и его жене телесные повреждения и под угрозой применения предметов, похожих на пистолеты, завладели денежными средствами и ювелирными изделиями. На территории области введена в действие специальная полиц...
Общество
В среду, 20 декабря, в г. Каховка состоится факельное шествие памяти героев Небесной сотни. Сбор желающих на городской набережной, у памятника Богдану Ружинском. Завершится шествие митингом-реквием на площади возле районного дома культуры.  Начало шествия в 17:00. Читайте также: Взрослых херсонцев тоже ожидает вакцинация