15:08, 9 грудня 2014 р.
Медиасреда и воспитание детей в условиях информационного общества. Часть 1
Николай Федорец, Ph.D в области образования (doctor in pedagogie), международный эксперт, учитель высшей категории, председатель Одесского педагогического общества и Елена Лисеенко, доктор социологических наук, профессор, декан историко-философского факультета Южно-украинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского проанализировали современные реалии в помощь педагогам и родителям.
Интенсивное развитие разветвлённой сети средств массовой информации и, особенно, Интернета, требует осмысления их социального воздействия на сферу образования. Не удивительно, что современных педагогов и родителей беспокоит новая ситуация, которая сложилась в обучении и воспитании детей - как дошкольников, так и школьников - в условиях информационного общества. Это связано с тем, что современные ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) создают коммуникативно-образовательную среду принципиально нового типа. Одной из основных задач образования XXI века становится подготовка человека с детских лет не только к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, но и овладению современными технологиями жизни и работы в информационно насыщенном пространстве.
Информационное общество как новая медиасреда образования и воспитания
Человеческая цивилизация последних десятилетий всё больше приобретает черты информационного общества. Термин «информационное общество» часто используется наряду с другими понятиями, определяющими характерные черты нашего времени: общество «третьей волны», «супериндустриальное общество» (О. Тоффлер), «постиндустриальное общество» (Д. Белл), «программируемое» или «постиндустриальное» общество (А. Турен), «посткапиталистическое», общество «сервисного класса» (Р. Дарендорф), «knowledge society» (П. Дракер), «knowledg-value society» (Т. Сакайи) и т.д. Кроме этого, в научной литературе для характеристики современного этапа развития человечества используются также понятия «кибернетического» или «технотронного» общества. Однако все эти термины практически вытеснены более общим термином - «информационное общество», обозначающим новую историческую фазу развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Одно из самых кратких и удачных, на наш взгляд, определений информационного общества было зафиксировано в 1997 году в книге, выпущенной к Парламентской ассамблее Совета Европы: “Информационное общество – это общество, основанное на информации”. Учитывая важность развития информационного общества, 27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН провозгласила 17 мая Международным днём информационного общества.
Становление и развитие информационного общества заставляет глубоко задуматься над функциями и новыми задачами современного образования. Тенденции трансформации системы образования необходимо рассматривать в контексте новой когнитивной ситуации, которая возникает в “обществе знаний”. Одну из них можно назвать утилитарной. Она порождает соответствующий учебный дискурс, содержание, формы, методы обучения, определённую культуру передачи и освоения знаний. Однако утилитарный учебный дискурс даже сложно назвать образованием, скорее это подготовка (training), поскольку он не столько даёт образование человеку, сколько готовит его для выполнения конкретных функций, т.е. преимущественно направлен на формирование умений и навыков.
Однако современное общество не может обойтись без собственно знаний, обеспечивающих глубокое понимание человеком самого себя и природы, наполнение деятельности и жизни смыслами и ценностями. Эту тенденцию можно назвать экзистенциальной, поскольку речь идёт о знании, которое генерируется стремлением преодолеть собственные пределы, находить новые смыслы, значения, ценности.
Следует отметить, что Украина еще не в полной мере использует преимущества, предоставляемые информационным обществом. По данным социологического исследования, проведенного в 2010 году Институтом социологии НАН Украины, 59,8% опрошенных жителей Украины ответили, что не пользуется и не нуждается в Интернете. Что касается подключения отечественной системы образования к мировой базе современных информационных технологий, то необходимо отметить, что сегодня мультимедийные уроки проводятся только в 7% отечественных школах. На 30 украинских школьников сегодня приходится лишь один компьютер, да и то, как правило, устаревшей модели. Для сравнения, в Евросоюзе этот показатель составляет в среднем пять к одному. Однако главная проблема заключается в том, что и те не очень большие по западным меркам прорывы Украины в области информационных коммуникаций, находятся далеко впереди общественного сознания. Именно поэтому проблему медиаобразования не следует рассматривать исключительно с точки зрения внедрения или не внедрения технологических новаций и коммуникационных систем, а с точки зрения подготовки креативных педагогов, в достаточной степени овладевших современными ИКТ.
Новые условия социального взросления детей в XXI веке
Известно, что процесс социализации подрастающего поколения протекает неоднозначно и противоречиво. Успешность процесса социализации всегда зависела от влияния группы организованных, «созидательных» факторов/институтов, направленных на развитие интеллектуальных, духовных, профессиональных и др. качеств личности как полноценного члена социума. Однако процесс социального развития ребёнка подвержен также воздействию стихийных факторов, которые, как правило, оказывают на неокрепшую личность негативное, а порой и разрушительное влияние. Система ценностей каждого взрослого человека сформировалась в результате разрешения диалектических противоречий между факторами первой и второй групп.
В современной литературе широко представлены основных факторов обеих групп, влияющие на формирование системы ценностей человека и общества в целом. Изложим важнейшие из них в порядке убывания воздействия/влияния на личность в процессе социального взросления в традиционном (постиндустриальном) обществе:
- Семья
- Школа
- Микросреда/референтные группы[1]
- Макросреда[2]
- Масс-медиа (всевозможные средства массовой информации)
- Идеологические концепции: религиозные, политические и пр.
Однако с возникновением информационного общества и развитием информационно-коммуникативных технологий основную роль в процессе социализации детей и подростков начинают играть масс-медиа.
Современное общество стремительно меняется, и вместе с ним рушится устоявшаяся ценностно-нормативная система с представлениями о благе, справедливости, добре, зле. О времена! О нравы! – вспоминаем мы крылатую фразу Цицерона, произнесённую более двух тысяч лет назад. В нарождающемся информационном обществе меняется расстановка, взаимодействие и влияние основных факторов/институтов социализации. Главный социальный институт – семья переживает глубокую трансформацию, связанную с изменением её функциональных, статусно-ролевых и ценностно-нормативных основ. Социальный фон воспитания детей в ряде стран СНГ, в том числе в Украине, продолжает ухудшаться. Это обуславливается как общими негативными тенденциями развития современной цивилизации в целом, так и состоянием украинского социума. Многие украинские семьи (как, впрочем, и российские, молдавские и т.д.) не обеспечивают полноценного воспитания детей и проигрывают во влиянии на ребенка стихийными факторами социализации. Родители практически утратили контроль над свободным временем детей и подростков. Часть из них вообще выехала на заработки в другие страны. Высокая занятость родителей, оставшихся в стране, существенно сократила время их общения с детьми. Старшее поколение - бабушки и дедушки, озабоченные проблемами собственного выживания и здоровья, живут, как правило, отдельно и уже не могут обеспечить значимого влияния на воспитание собственных внуков. В тоже время до 70% детей испытывают страх физического насилия, в том числе домашнего.
Как свидетельствуют данные социологического исследования, проведённого Украинским институтом социальных исследований имени А. Ерёменко в апреле 2012 года среди детей 10-17 лет, 10% опрошенных детей ответили, что их физически наказывают дома, а 57% отметили, что их ругают, используя ненормативную лексику [5]. Во многих семьях укоренились нежелательные для продуктивного воспитания жизненные стратегии и сценарии, связанные с личным успехом, достигнутым любой ценой, в т. ч. безнравственными средствами. В семейном быту украинцев остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений между членами семьи. Педагогическая культура родителей, несмотря на обилие научно-популярной педагогической литературы, остаётся низкой.
Таким образом, семья начинает утрачивать роль важнейшего агента в процессе социализации детей. А как же школа и другие образовательные учреждения? Влияние школы на процесс социализации подрастающего поколения постепенно сворачивается. Частные дошкольные учреждения и школы вследствие неразумной государственной политики, балансируют на грани выживания и не в состоянии вносить решающий вклад в процесс социализации детей. Дети и подростки находятся под сильнейшим влиянием упомянутых выше стихийных факторов. Хотя в XXI веке их уже трудно назвать стихийными. Прежде всего, речь идёт о мощной, хорошо организованной индустрии развлечения, а фактически - духовного растления и навязывания «перевёрнутых» с точки зрения нормальных людей ценностей, круглосуточно и массировано распространяемых СМИ (средств массовой информации) и Интернета.
Таким образом, в условиях информационного общества происходит перестановка в системе главных факторов, влияющих на социализации детей. На первое место среди субъектов воспитания - важнейшей составляющей социализации, вместо семьи и школы выходит масс-медия.
_______________________________________________________
[1] Рефере́нтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.
[2] Общая ситуация в стране, регионе и пр.
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
13:45
Вчора
Інструменти для саду із знижками до 30%: нова акція від Dnipro-M
Новини компаній
15:00
7 травня
Комфортна їзда: топ бюджетних автомобілів для жінок на автоматі
Новини компаній
10:30
7 травня
16:00
6 травня
13:00
6 травня
09:55
6 травня
09:40
6 травня
11:10
5 травня
Спецтема
live comments feed...