Медиасреда и воспитание детей в условиях информационного общества. Часть 1

Николай Федорец, Ph.D в области образования (doctor in pedagogie), международный эксперт,  учитель высшей категории, председатель Одесского педагогического общества и Елена Лисеенко, доктор социологических наук, профессор, декан историко-философского факультета Южно-украинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского проанализировали современные реалии в помощь педагогам и родителям.

Интенсивное развитие разветвлённой сети средств массовой информации и, особенно, Ин­тернета, требует осмысления их социального воздействия на сферу образования. Не удивительно, что современных педагогов и родителей беспокоит новая ситуация, которая сложилась в обуче­нии и воспитании детей - как дошкольников, так и школьников - в условиях  информационного общества. Это связано с тем, что современные ИКТ (информационно-коммуникативные техноло­гии) создают коммуникативно-образовательную среду принципиально нового типа. Одной из основных задач образования XXI века становится подготовка человека с детских лет не только к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, но и овладению современ­ными технологиями жизни и работы в информационно насыщенном пространстве.

Информационное общество как новая медиасреда образования и воспитания

Человеческая цивилизация последних десятилетий всё больше приобретает черты инфор­мационного общества. Термин «информационное общество» часто используется наряду с дру­гими понятиями, определяющими характерные черты нашего времени: общество «третьей волны», «супериндустриальное общество» (О. Тоффлер), «постиндустриальное обще­ство» (Д. Белл), «программируемое» или «постиндустриальное» общество (А. Турен), «постка­питали­стическое», общество «сервисного класса» (Р. Дарендорф), «knowledge society» (П. Дракер), «knowledg-value society» (Т. Сакайи) и т.д. Кроме этого, в научной литературе для характери­стики современного этапа развития человечества используются также понятия «ки­бернетиче­ского» или «технотронного» общества. Однако все эти термины практически вытес­нены более общим термином - «информационное общество», обозначающим новую историче­скую фазу развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются ин­формация и знания.

Одно из самых кратких и удачных, на наш взгляд, определений информационного обще­ства было зафик­сировано в 1997 году в книге, выпущенной к Парламентской ассамблее Совета Европы: “Ин­формационное общество – это общество, основанное на информации”. Учитывая важность раз­вития информационного общества, 27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН провозгла­сила 17 мая Международным днём информационного общества.

Становление и развитие информационного общества заставляет глу­боко задуматься над функциями и новыми задачами современного образования. Тенден­ции трансформации системы образования необходимо рассматривать в контек­сте новой когнитивной ситуации, кото­рая возни­кает в “обществе знаний”. Одну из них можно назвать утилитарной. Она порождает соответ­ствующий учебный дискурс, содержание, формы, методы обучения, определённую куль­туру пе­редачи и освоения знаний. Однако утилитар­ный учебный дискурс даже сложно назвать образова­нием, скорее это подготовка (training), по­скольку он не столько даёт образование человеку, сколько готовит его для выполнения конкрет­ных функций, т.е. преимущественно направлен на формирование умений и навыков.

Однако современное общество не может обойтись без собственно зна­ний, обеспечиваю­щих глубокое понимание человеком самого себя и природы, наполнение деятельности и жизни смыслами и ценностями. Эту тенденцию можно назвать экзистенциальной, по­скольку речь идёт о знании, которое генерируется стремлением преодолеть собственные пределы, находить новые смыслы, значения, ценности.

Следует отметить, что Украина еще не в полной мере использует преимущества, предо­ставляемые информационным обществом. По данным со­циологического исследования, прове­денного в 2010 году Институтом социологии НАН Украины, 59,8% опрошенных жителей Укра­ины ответили, что не пользуется и не нужда­ется в Интернете. Что касается подключения оте­чественной системы образования к ми­ровой базе современных информационных технологий, то необходимо отметить, что сего­дня мультимедийные уроки проводятся только в 7% отечествен­ных школах. На 30 украинских школьников сегодня приходится лишь один компьютер, да и то, как правило, устаревшей модели. Для сравнения, в Ев­росоюзе этот показатель составляет в среднем пять к одному. Однако главная проблема заключа­ется в том, что и те не очень большие по западным меркам прорывы Украины в области информационных коммуникаций, находятся далеко впереди общественного сознания. Именно поэтому проблему медиаобразования не сле­дует рассматривать исключительно с точки зрения внедрения или не внедрения технологических новаций и коммуникационных систем, а с точки зрения подготовки креативных педагогов, в до­статочной степени овладевших современными ИКТ.   

Новые условия социального взросления детей в XXI веке

Известно, что процесс социализации подрастающего поколения протекает неоднозначно и противоречиво. Успешность процесса социализации всегда за­висела от влияния группы органи­зованных, «созидательных» факторов/институтов, направленных на раз­витие интеллектуальных, духовных, профессиональных и др. качеств личности как полноценного члена социума. Однако процесс социального развития ребёнка подвержен также воздействию стихийных факторов, ко­торые, как правило, оказывают на неокрепшую личность негативное, а порой и разрушитель­ное влияние. Система ценностей каждого взрослого человека сформиро­валась в результате раз­решения диалектических противоречий между факторами первой и вто­рой групп.

В современной литературе широко представлены основных факторов обеих групп, влияющие на формирование системы ценностей человека и общества в це­лом. Изложим важнейшие из них в порядке убывания воз­действия/влияния на личность в процессе социального взросления в традиционном (постиндустриальном) обществе: 

  • Семья
  • Школа
  • Микросреда/референтные группы[1]
  • Макросреда[2]
  • Масс-медиа (всевозможные средства массовой информации)
  • Идеологические концепции: религиозные, политические и пр.

Однако с возникновением информационного общества и развитием информационно-коммуни­кативных технологий основную роль в процессе социализации детей и подростков начинают играть масс-медиа.

Современное общество стремительно меняется, и вместе с ним рушится устоявшаяся ценностно-нормативная система с представлениями о благе, справедливости, добре, зле.  О времена! О нравы! – вспоминаем мы крылатую фразу Цицерона, произнесённую более двух тысяч лет назад. В нарождающемся информационном обществе меняется расстановка, взаимодействие и влияние основных фак­торов/институтов социализации. Главный социальный институт – семья переживает глубо­кую трансформацию, связанную с изменением её функциональных, статусно-ролевых и цен­ностно-нормативных основ. Социальный фон воспитания детей в ряде стран СНГ, в том числе в Укра­ине, продолжает ухудшаться. Это обу­славливается как общими негативными тенденциями раз­вития современной цивилизации в целом, так и состоянием украинского социума. Многие укра­инские семьи (как, впрочем, и рос­сийские, молдавские и т.д.) не обеспечивают полноцен­ного воспита­ния детей и проигрывают во влия­нии на ребен­ка стихийными факторами социализа­ции. Ро­дители практически утратили контроль над свободным вре­менем детей и подростков. Часть из них во­обще выехала на заработки в другие страны. Высокая занятость ро­дителей, оставшихся в стране, существенно сократила время их об­щения с деть­ми. Старшее поколение - бабушки и де­душки, озабоченные проблемами собственного выживания и здоровья, живут, как правило, от­дельно и уже не могут обеспечить значимого влияния на воспитание собственных внуков. В тоже время до 70% детей испыты­вают страх физического насилия, в том числе домаш­него.

Как свидетельствуют данные социологического исследования, проведённого Украин­ским институтом социальных исследований имени А. Ерёменко в апреле 2012 года среди детей 10-17 лет, 10% опрошенных детей ответили, что их физически наказывают дома, а 57% отметили, что их ругают, используя ненормативную лексику [5]. Во многих семьях уко­ренились нежелатель­ные для продуктивного воспитания жизненные стратегии и сценарии, свя­занные с личным успе­хом, достигнутым любой ценой, в т. ч. безнравственными средствами. В семейном быту украин­цев остаются широко распро­страненными алкогольные традиции, отсут­ствие авторитета родите­лей и старших поко­лений, не­конструктивный, конфликтный стиль обще­ния и взаимоотношений между членами семьи. Педаго­гичес­кая культура родителей, несмотря на обилие научно-попу­лярной педагогической литературы, остаётся низкой.

Таким образом, семья начинает утрачивать роль важнейшего агента в про­цессе социализа­ции детей. А как же школа и другие образовательные учреждения? Влияние школы на процесс социализации подрастающего поколения постепенно свора­чивается. Частные до­школьные учреждения и школы вследствие неразумной государственной политики, балансируют на грани выживания и не в со­стоянии вносить решающий вклад в процесс социализации детей. Дети и подростки находятся под сильнейшим влиянием упомянутых выше стихийных факторов. Хотя в XXI веке их уже трудно назвать стихийными. Прежде всего, речь идёт о мощ­ной, хорошо организованной индуст­рии развлечения, а фактически - духовного растления и навязывания «перевёрнутых» с точки зре­ния нормальных людей ценностей, круглосуточно и массировано распространяемых СМИ (средств массовой информации) и Интернета.

Таким образом, в условиях информационного общества происходит перестановка в системе главных факторов, влияющих на социализации детей. На первое место среди субъектов воспита­ния - важнейшей составляющей социализации, вместо семьи и школы выходит масс-медия. 

_______________________________________________________

[1] Рефере́нтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

[2] Общая ситуация в стране, регионе и пр.

http://www.0552.ua/
Херсон Национальный Конгресс родителей медиа пространство
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Власть
Президент Украины Владимир Зеленский 17 октября подписал распоряжение №350/2019-рп об увольнении главы Высокопольской районной государственной администрации Сергея Старуха. Причина увольнения – окончание срока полномочий Президента Украины Петра Порошенко. Об этом сообщает официальный сайт Президента Украины Владимир  Зеленский уволил глав Генической, Каховской и Олешковской районных администраций. Новый председатель райгосадминистрации был назначен только...
Культура
Принцессой Вселенной— 2019 стала шестилетняя Валерия Воробьева из Херсона. Титул и диплом девочка получила на международном конкурсе в Турции. Организатор конкурса — Всемирная лига красоты и моды. Дети из 35 стран пытались получить корону, но юная херсонка по праву заслужила ее. Об этом сообщает  UA.Херсон В Турции Валерия с мамой пробыли две недели. Она говорит, что не только принимала участие в различных конкурсах, но и нашла новых друзей. Моделингом ма...
Спорт
В Херсоне проведут открытый турнир по спортивной гимнастике памяти известного спортсмена, олимпийского чемпиона Александра Береша. 21 октября в 12:00 пройдет абсолютное первенство по программе кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта. Спортсмены из разных городов Украины будут соревноваться за два комплекта медалей. 22 октября в 11:00 пройдут соревнование в отдельных видах, по программе кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта. Гимнасты будут сор...
Экология
В водоемы Каховского и Днепровского водохранилищ, в среду, 16 октября, выпустили 5 тонн рыбы. Об этом сообщает Укринформ. «Сегодня стартовали мероприятия по зарыблению Днепра. Мы выпустили 200 тысяч штук карпа, белого амура и белого толстолобика. Средний вес одного экземпляра составляет 25 граммов. Всего, в этом году, в Каховское и Днепровское водохранилища было выпущено около 35 тонн растительноядных видов рыб (белый амур, белый толстолобик, карп)», — гов...
Экология
Районный центр Херсонской области, Берислав получил часть средств на строительство новых очистных сооружений. Старые вышли из строя еще 18 лет назад. Все это время фекалии вывозили автоцистернами на поля фильтрации. В случае аварийных ситуаций их просто сбрасывали в залив Каховского моря, отравляя воду. Новые очистные сооружения оценили в 75 миллионов гривен. Однако таких средств в местном бюджете не было, а государство не спешило их выделить. Недавно на к...
Власть
С 16 по 31 октября в Департаменте туризма и курортов Херсонской областной государственной администрации проведут внеплановый аудит. Об этом распорядился первый заместитель губернатора Херсонщины Дмитрий Бутрий. Об этом сообщает официальный сайт Херсонской облгосадминистрации. Аудиторы проверят эффективность выполнения программы развития туризма и курортов. Также проверят законность потраченных средств на изготовление и установку информационных указателей п...
Общество
Сейчас на заслуженном отдыхе около 12 миллионов украинцев. Из них около тысячи, которым более 100 лет. Средняя пенсия украинского пенсионера сейчас составляет 3 тысячи гривен. Более 2,5 миллионов украинцев продолжают работать на пенсии. Это официальные данные на октябрь 2019 года. Об этом сообщили в Пенсионном фонде Украины. По оперативным данным на октябрь 2019 года на учете в органах Пенсионного фонда Украины находилось 2,5 миллиона работающих пенсионеро...
Власть
Председатель Херсонской областной государственной администрации Юрий Гусев побывал с рабочим визитом в Литовской республике. В Херсонской делегации вместе с областными чиновниками были представители бизнеса и культуры. Во время своего первого зарубежного визита Юрий Гусев провел встречу с министром иностранных дел Литовской Республики Линасом Линкявичусом. Об этом сообщил Юрий Гусев на своей странице в социальных сетях Участники встречи обсудили перспектив...
"Летучий голландец"
Сегодня, 16 октября 2019 года в Херсоне состоялась акция протеста, активистами которой выступил капитан и моряки арестованного судна «MRIYA». По данным из социальных сетей, к ним присоединились и собственники арестованного судна, которые выдвинули свои претензии к работникам Херсонского апелляционного суда. Как сообщает сайт 0552 со ссылкой на «Херсонщина за день», участники акции протеста заявляют, что действия правоохранителей можно классифицировать, как...