Джон Тейлор Гато - Американский педагог, рядовой учитель школы в Гарлеме, победитель учитель года в 1990 году, поделился своим педагогическим стажем.
В своем выступлении Джон обращается ко всем учителям школ. Не только Америки но и Украины. Он отметил, что премию «Учитель года» принял от лица всех учителей, которые проработали с ним бок обок. Ведь учитель – это тот человек который старается быть честными с детьми.
«Учитель Года - это не лучший учитель из всех вокруг: такие люди слишком тихо себя ведут, чтобы быть найденными, - но он типичный представитель, охотно отдавая всю жизнь служению детям. Моя награда – это и их награда» – сказал Джон Гато.
Проработав 25 лет в школе, американский педагог открыл для себя такой феномен: с каждым годом для крупных мировых компаний значение школы и образования в целом становится все меньше. Никто уже не верит, что ученые, политики, поэты вышли из самой обычной школы. Джон Тейлор Гато пришел к такому выводу: «Горькая правда в том, что школа в действительности ничему не учит, кроме как подчиняться приказам». Для него это остается загадкой. Ведь в школах работают учителя, наставники, руководители тысячи заботливых и добрых людей, но вся существующая система школьного образования сводит на нет их личную работу. Учителя действительно проявляют заботу о детях и прикладывают много усилий, а сама система - психопатична, у нее нет совести. Звенит звонок, и юноша должен закрыть тетрадь с недописанной поэмой и перейти в другой класс, где ему придется запомнить, что человек и обезьяна происходят от общего предка.
Дети, которых учит Джон живут с таким раскладом времени: из 168 часов в неделю, дети спят 56. На все остальное у них остается 112 часов в неделю.
При этом эти дети смотрят телевизор 55 часов в неделю, судя по последним отчетам. В итоге на то, чтобы расти, остается 57 часов в неделю.
Интересно, сколько свободного времени у херсонских учеников? Думаю, что не намного больше чем в американских.
«Мои ученики проводят в школе 30 часов в неделю, тратят около 6 часов на сборы в школу, на дорогу из дома и домой, проводят в среднем больше 7 часов в неделю за приготовлением уроков – в сумме больше 45 часов» - отметил Джон. Дальше он говорит, что детям не хватает личного пространства, они всегда под контролем.
Рассказал, какое влияние оказывается на детях, отбирая все их время:
- Дети, которых он учет, равнодушны к взрослому миру. Это разрушает опыт, накопленный тысячелетиями. Тщательное изучение того, чем заняты большие люди, всегда было самым увлекательным занятием для юных. Но никто в наши дни не хочет взрослеть, и кто может обвинять их? Игрушки повсюду.
- Дети, которых он учет, почти не имеют любопытства, а то, которое у них есть - мимолетно.
- Дети имеют плохое чувство будущего, чувства того, как завтрашний день неразрывно связан с сегодняшним.
- Дети не чувствуют прошлого. Они не понимают, как прошлое предопределило их настоящее, как оно ограничивает их выбор, формирует их ценности и жизни.
И много-много других проблем.
Вопрос? Что для этого делать?
«Мы должны незамедлительно дать детям время для самостоятельности, потому что это ключ к самопознанию. Наши дети погибают как мухи в школьных заведениях, хороших или плохих - все равно. Это не имеет значения» - сказал Гато.