В первые столетия христианства - времена особых преследований этой немногочисленной гонимой секты, рисованных или живописных изображений Христа http://icon-art.com.ua/ru/ikony-spasitelya/, либо особо почитаемых апостолов, других подвижников и ангелов почти не существовало. Христиане опасались преследований и прибегали в основном к символическим, условным изображениям, призванным быть понятными лишь для посвященных. Кроме того, немало христиан были против изображения неизъяснимого (ангелов, Христа) и, поэтому, противниками таковых.

Наиболее древние символические изображения Христа, представляли собой доброго пастыря - юношу в окружении овечьего стада, часто с ягненком на руках. Но чаще всего Спаситель изображался в виде рыбы, которая обозначала Христа. В ее греческом наименовании, состоящем из пяти букв заключены первые буквы пяти греческих слов, означающих на русском языке “Иисус Христос Сын Божий Спаситель”. Рыба была символом Христа, крещающего водой и дающего плоть свою "в снеде", символом таинств крещения и причащения. Одно из таких изображений есть в подземной римской усыпальнице Люцины в Риме и относится к концу 1го началу 2го века.

Довольно часто Христос изображался в виде агнца - образа, взятого из Ветхого Завета. Как известно, Иоанн Креститель называл Иисуса Агнцем Божиим, “вземлющем грехи мира”.

Изображения делались на стенах пещер, служивших усыпальницами, на гробницах, сосудах и других бытовых предметах. Самые древние из них существуют и поныне в римских катакомбах, где ранние христиане совершали свои богослужения.

Первые образцы, близкие к привычной нам сюжетной иконописи найдены в подземном кладбище Ермия. Самые выразительные из них - добрый пастырь исцеляющий бесноватого и Иона, выброшенный на берег китом. ...В катакомбе Марцеллина и Петра есть изображение поклонения волхвов Младенцу, которого держит на руках Богородица.

Первыми иконами, написанными на деревянных досках и каменных спилах были изображения Пресвятой Троицы, святых и ангелов в 3-5 веках. Именно к этому времени относят начало традиционной иконописи историки церки и искусства.

Древнейшая иконопись и свободное поклонение иконам раазвивались в течение нескольких столетий. Но император Лев III Исавриец, вступивший на трон в 716 году н.э. спустя десять лет своего правления издал указ, которым запретил христианам молиться перед иконами и распорядился вывешивать священные изображения так высоко, чтобы они были недосягаемы. Спустя еще пять лет новым указом он окончательно запретил иконопочитание и удалил иконы из общественных мест.