«Тролли» из Херсонского троллейбусного бюро

Херсон периодически лихорадит от проблем с троллейбусным транспортом. К забастовкам троллейбусников, которые сопровождаются прекращением или минимизацией работы электротранспорта, херсонцы уже привыкли. Но ни работникам депо, ни жителям города от этого лучше не становится. С каждым разом количество как работников, так и троллейбусов всё уменьшается.

В июле 2011 г. нового директора ГКП «Херсонэлектротранс» Михаила Мосина (ранее входившего в состав наблюдательного совета «Херсонских комбайнов») тогдашний Херсонский городской голова Владимир Сальдо представил как «человека, который предложил серьезный бизнес-план развития предприятия». И действительно, в 2012 году ГКП «Херсонэлектротранс» намеревалось привлечь 35 млн. евро кредитных средств западноевропейских банков для «запуска коммунального такси на базе электромобилей, а также электроботов для перевозки дачников по Днепру». По словам директора, за счет кредита планировалось приобретение 150 троллейбусов, 20 автобусов большой пассажировместимости, 12 электроботов, 100 электромобилей.

В случае успеха херсонцы жили бы в мире будущего – как его представляли фантасты 1930-х годов. К счастью, этот футуристический план не осуществился и европейские банки не мучаются вопросом, как вернуть из бездны свои кровные 35 млн. евро.

Также «Херсонелектротранс» планировало приобрести летом 2011 года 10 троллейбусов за 16 млн. грн., которые намеревалось взять в кредит в «Проминвестбанке» под залог активов предприятия. Но банк разумно воздержался от кредитования сомнительной сделки. И не напрасно: предложения продавца троллейбусов – черниговской корпорации «Эталон» –оказались фиктивными, а в 2012 году эту корпорацию обвинили ещё и в краже технологии производства троллейбусов у белорусского завода.

Планы – это прекрасно, но факты – вещь упрямая. А они говорят следующее:

За последние почти два года количество троллейбусов, ежедневно выходящих на линии, в среднем уменьшилось с 50-60 до 30-40 машин.
Работников депо стало меньше примерно на сто человек.
Социальная обстановка в коллективе ГКП ухудшилась.

В мае 2012 и январе 2013 года прошли забастовки троллейбусников. Оба раза работники депо частично добивались выплаты задолженности по зарплате, но в мае 2013 года долг достиг рекордной за последнее время суммы – 1,3 миллиона гривен. В апреле 2012 и апреле 2013 года две смелые водительницы троллейбусов через Интернет обращались к Премьер-министру Украины с просьбой разобраться в ситуации на предприятии.

В 2012 году прокуратура города Херсона начинала в отношении Михаила Мосина уголовное производство по части 1 ст. 175 УК Украины (безосновательная невыплата заработной платы) и по части 3 и 4 ст. 191 УК Украины (присвоение, растрата или завладение чужим имуществом путем злоупотребления служебным положением). А в феврале уже этого года прокуратура Херсона подала административный иск в Херсонский окружной административный суд с требованием признать незаконными и отменить 30%-ю доплату к зарплате руководителя ГКП «Херсонэлектротранс».

В мае этого года «Херсонэлектротранс» запустил по маршруту троллейбуса № 1 тридцать (по другим данным – 19) автобусов маршрута № 11. Машины арендованы у некой неизвестной фирмы, которая, по слухам, даже «подмяла под себя рынок перевозок в Киеве». Получается, что троллейбусное депо само себе создаёт конкуренцию.

Все приведённые факты мало напоминают осуществление программы вывода депо из кризиса. Это больше похоже на стремление избавиться от неудобной обузы в виде подвижного состава электротранспорта со сложными обслуживающими системами. И на месте троллейбусного депо создать сначала коммунальное, а затем, глядишь – и частное, доходное автотранспортное предприятие, оснащённое автобусами малого класса, т.е. обычными маршрутками.

Такие машины не требуют ни механиков (их роль исполняют сами водители), ни автопарка (маршрутки стоят во дворах или на автостоянках), ни ежедневного медицинского освидетельствования водителей или какого иного контроля. Большинство херсонских перевозчиков работают именно так – предприятие представляет собой лишь набор бумаг-документов плюс директор, бухгалтер, секретарь и охранник в офисе. После официального закрепления за собой маршрутов в горисполкоме (правда, это дело сложное и недешёвое) – минимум затрат. Разве кто-нибудь знает, где находятся автопарки основных херсонских автоперевозчиков?

Минусы этой системы очевидны. Сотни небольших маршруток (до 500 в городе) забивают транспортные потоки и, особенно – остановки. По оценкам специалистов, один троллейбус или автобус большого класса может заменить 5 таких транспортных средств, занимая на дороге лишь в полтора раза больше места.

Можно ли вывести из кризиса «Херсонэлектротранс», не заменяя троллейбусы на маршрутки? Можно, было бы желание. В любом другом крупном городе Украины, имеющим троллейбусное сообщение, ситуация более или менее нормальная. Основные проблемы нашего депо (не считая сомнительного менеджмента) возникают от недополучения государственной компенсации за перевозку льготных категорий пассажиров и дублирования троллейбусных маршрутов частными автобусными перевозчиками.

Первое зависит от местной власти частично. Желательно, чтобы она стала настойчивее в вопросах «выбивания» государственной компенсации для электротранспорта родного города. Тем более, что вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул на расширенном совещании заседания Кабинета Министров Украины при участии Президента Украины в марте 2013 г. обещал на 80% обновить подвижной состав городов Украины, предоставляя перевозчикам государственную компенсацию процентов по кредитам на приобретение троллейбусов и автобусов большого класса отечественного производства.

Целесообразно также лишить привилегии льготного проезда не очень нуждающихся категорий пассажиров – сотрудников милиции (если в штатском), СБУ, прокуратуры и т.д. Предъявители непенсионных удостоверений ныне составляют приличную часть пассажиров.

Распределение маршрутов же полностью зависит от городской власти. Правда, от нынешнего горисполкома ожидать принципиального подхода вряд ли реально.

Пока же будем готовиться к худшему, но надеяться на лучшее. Очень бы не хотелось, чтобы троллейбусное депо повторило судьбу комбайнового завода или хлопчатобумажного комбината.

Херсон News
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Общество
С 5 октября в Украине будут действовать новые зоны карантина. Об этом сообщил министр Кабинета министров Олег Немчинов. Город Херсон с этого дня переходит в желтую зону. Кроме того, в желтую зону попадают Белозерский, Ивановский и Новотроицкий районы Херсонской области. Карантинные меры ужесточаются, и масочный режим становится более жестким. Херсон попал в желтую зону, как минимум на две недели, как скоро он из нее выйдет — зависит от статистики заболевае...
Культура
Сегодня, 1 октября, в Херсонском академическом музыкально-драматическом театре имени Миколы Кулеша — премьера. Очень важный в репертуаре нашего театра спектакль, в котором актеры играют в пьесе белорусского драматурга Андрея Курейчика «Обиженные. Беларусь», написанной по следам белорусских событий. Поэтому и эмоции у артистов и публики самые искренние. Вот что написала после просмотра спектакля херсонка Мария Мороз.    «Очень важное представление. Реальное...
Общество
Ситуация в поселке Великая Александровка была определена, как местный уровень чрезвычайной ситуации. Это позволит финансировать работы по ликвидации последствий стихии за счет поселкового, районного и областного бюджетов. Об этом сообщает пресс-служба Херсонской облгосадминистрации. Как сообщил заместитель председателя облгосадминистрации Вадим Чабан, из резервного фонда областного бюджета выделено более 1,9 миллиона гривен для ремонта крыши Великоалександ...
Власть
Работы в помещении на улице Суворова, 39, где будет располагаться отдел регистрации места жительства физических лиц Херсонского городского совета, уже вышли на финишную прямую. Об этом сообщает Управление общественных связей Херсонского городского совета «Переселить» сотрудников отдела туда планируют в конце октября 2020 года. Городской голова Владимир Миколаенко ознакомился сегодня, 1 октября, с ходом работ. «Работы уже на завершающей стадии, поэтому я на...
Власть
Президент Украины Владимир Зеленский уволил с должности председателя Бериславской райгосадминистрации Романа Ставроста. Соответствующий указ опубликован на сайте Офиса Президента. Ранее интернет-издание «Мост» сообщило, что Роман Ставрост написал заявление об увольнении по собственному желанию. Он был назначен на  должность в конце ноября 2019 года. Читайте также: Херсон посетила замминистра социальной политики по европейской интеграции Ольга Ревук
Общество
В Украине 25 октября отменяется действие летнего времени с переводом часовой стрелки на один час назад. Об этом сообщает Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины. «25 октября 2020 года в четыре часа утра по киевскому времени отменяется действие летнего времени с переводом часовой стрелки на один час назад», — говорится в сообщении. Отмечается, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 13 мая 1996 года...
Общество
Как сообщает пресс-служба Херсонской ОГА,  Ольга Ревук акцентировала внимание на приоритетных задачах для Минсоцполитики, а именно формировании в украинском обществе нулевой толерантности к насилию, усиление готовности противодействовать его проявлениям и дальнейшему развитию системы комплексного реагирования на насилие.Она рассказала, что сейчас Министерство социальной политики Украины занимается разработкой интерактивной карты, на которой по каждой облас...
Происшествия
Как сообщает ГУ Национальной полиции в Херсонской области, yтром в полицию позвонила жительница Херсона и сообщила, что ее соседка ночью выгнала из дома 9-летнюю дочь.  Заявительница приютила ребенка на ночь, пыталась поговорить с матерью, но женщина была в состоянии алкогольного опьянения и вела себя крайне агрессивно   На место прибыли сотрудники мобильной группы реагирования на факты домашнего насилия ГУНП, ювенальные полицейские и служба по делам детей...
Общество
Средняя номинальная зарплата украинцев за август 2020 года была на 8,6% больше той, которую они получили за август 2019 года, и составила 11 446 гривен. По данным Госстата, средняя номинальная зарплата за август 2019 года составила по Украине 10 537 гривен. Об этом сообщает Государственная служба статистики. Средняя номинальная зарплата украинцев в августе 2020 года в 2,4 раза выше уровня минимальной заработной платы (4723 гривен). Наибольшая средняя номин...