Будут ли дороги в Украине «как в Европе»?

На ремонт дорог Украине нужно почти 47 миллиардов евро. Правительство страны заявило о планах передачи автомобильных дорог в концессию. Насколько это реально, выясняли в Deutsche Welle . 

В Украине еще никогда не было такого огромного количества ям на дорогах, как в конце этой зимы. Правительство даже принесло извинения водителям, признав "неудовлетворительное" состояние дорожного покрытия. Государственное агентство "Укравтодор" на своем официальном сайте 6 марта заявило, что большинство транспортных артерий страны не ремонтировались последние 30-40 лет. 90 процентов автотрасс, по данным организации, изношены до критического состояния и требуют капитального ремонта. Для того, чтобы отремонтировать все дороги, по расчетам "Укравтодора", потребуется чуть ли не полтриллиона гривен, что составляет около 47 млрд евро.

В этом году на ликвидацию "зимних последствий", и на запланированные ранее ремонтно-строительные работы на трассах правительство собирается выделить почти миллиард долларов. Найти остальные средства Кабинет министров намерен за счет инвестиций. По данным правительственного портала, Украина готова привлекать на строительство дорог до 30 процентов инвестиций, а сами дороги предлагать бизнесу на условиях концессии. Цель кабинета министров, как заявил 13 марта премьер-министр Николай Азаров, разработать долгосрочную программу и построить автомагистрали, которые "поставят Украину в один ряд с развитыми странами Европы". В правительстве рассматривают сроки от 5 до 10 лет.

Законы есть, инструментов нет

Станет ли проезд по концессионным дорогам платным или государство будет дотировать компании, требуя от них качественного обслуживания, пока не ясно. Все аспекты этого нового для дорожного хозяйства Украины направления должны регулировать два закона, принятые в течение последних четырех лет: "О государственно-частном партнерстве" и " О концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог". Они, по мнению доктора экономических наук Натальи Внуковой, пока имеют весьма "обобщенный вид" и не содержат четко прописанных инструментов реализации. "Нужно разработать массу сопроводительной документации. Ведь нет пока ни методик финансовых расчетов, ни даже утвержденных форм договоров", - отмечает экономист.

Главный советник Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Украине Антон Усов считает, что для реализации "концессионных планов" потребуются "колоссальные, миллиардные инвестиции, которые могут себе позволить лишь мощные корпорации". Но без реформы "главного дорожного монополиста" - государственной службы "Укравтодор" - уповать на появление инвесторов сейчас рановато. "Должна пройти некая коммерциализация службы. "Укравтодор" должен стать либо компанией, либо акционерным обществом. На это нужно, как минимум, два года", - заявил Усов.

А готовы ли водители платить?

Украинские водители уже слишком устали от езды по дорогам, которые скорее напоминают танковые полигоны. Согласно результатам опроса, которые четыре месяца проводил на своем сайте независимый информационно-консалтинговый Центр транспортных стратегий, за возможность ездить со скоростью 140-160 км в час, при условии минимальной платы - не более одного евро за проезд по трассе, плату за проезд готовы вносить 76 процентов из 1400 опрошенных. "Категорически против выступили 24 процентов. И это в основном жители Киева. В других регионах несогласных может быть больше, но все равно меньше, чем готовых платить", - подчеркнул эксперт центра Игорь Гошовский.

Готовы платить "за качество" и автоперевозчики, уверен Виталий Воронин -президент компании "Воронин и партнеры", занимающейся транспортным, логистическим аудитом и консалтингом. По словам предпринимателя, если бы в Украине были "хотя бы нормальные трассы", расходы перевозчиков на топливо, ремонт "пострадавших от ям и выбоин" машин, ночевки для водителей и компенсации "простоев" могли бы снизиться как минимум на 30 процентов.

Транзитный потенциал

Как заявил 13 марта украинский премьер Азаров, из-за плохой дорожной инфраструктуры Украина ежегодно теряет до четырех процентов ВВП или приблизительно 4 млрд евро. Передача трасс в концессию поможет "раскрыть" транзитный потенциал, обусловленный географическим положением страны, уверены в правительстве.

Эффективное использование транспортных коридоров, связывающих Украину с Европой и Азией, по мнению старшего советника ЕБРР Антона Усова, могло бы приносить Украине ежегодно миллиардные доходы. Президент "Воронин и партнеры" согласен, что рост скорости грузоперевозок существенно оживит экономику: "Если нет проблем со снегом, средняя скорость перевозок грузов по стране сейчас 50 километров в час. В Европе грузы движутся, минимум в два раза быстрее. Вот вам и разница".

Эксперты считают, что Украина может стать привлекательным транзитным государством при условии грамотного подхода к проектированию и строительству всех дорог, не только концессионных. Так, по мнению профессора Харьковского университета строительства и архитектуры Валерия Гука, Украине необходимо, по меньшей мере, в 10 раз увеличить плотность своих дорог. Пока, согласно данным "Укравтодора", этот показатель в стране в четыре раза ниже, чем в соседней Польше.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Экология
Как сообщает пресс-служба Херсонской областной прокуратуры, указанный участок предоставлялся одной из компаний в пользование на 48 лет для культурно-оздоровительных и рекреационных целей.  Однако недобросовестный владелец участка, в нарушение условий договора, а также действующего законодательства начал незаконное строительство.  Кроме того, он проигнорировал обязательное условие договора — проведение нормативной денежной оценки земли, что в итоге существе...
В Новой Каховке готовятся к объявление международного тендера на строительство Центра олимпийских видов спорта «H2O Новая Каховка». Первую часть средств на это из государственного бюджета должны выделить в 2021 году. Об этом написал в фейсбуке журналист Олег Батурин. «Президент Украины Владимир Зеленский поставил это на свой контроль. Премьер-министр Денис Шмыгаль во время недавнего визита на Херсонщину это подтвердил. А позавчера мы получили письмо из пра...
Общество
Оригінальний подарунок підготував херсонцям Володимир Сальдо. Запрошуємо до перегляду привітання. З Днем міста! Читайте также: Завтра в Херсоне День города: план мероприятий
Власть
Bepxoвнaя Paдa Укpaины 17 ceнтябpя 2020 года пpинялa Зaкoн № 3991 o внeceнии измeнeний в гocудapcтвeнный бюджeт нa 2021 гoд. Зaкoн пpeдуcмaтpивaeт выдeлeниe из гocудapcтвeннoгo бюджeтa cубвeнции Xepcoнcкoму oблacтнoму бюджeту в 300 миллиoнoв гpивeн нa cтpoитeльcтвo в гopoдe Xepcoнe путeпpoвoдa oт улицы aдмиpaлa Мaкapoвa дo улицы Зaлaэгepceг. Знаменитый xepcoнcкий дoлгocтpoй, в строительство которого с 2011 гoдa ужe влoжeнa cуммa практически paвнaя выделенн...
Общество
19 сентября Херcон будет праздновать 242-ю годовщину своего основания. Старт празднику будет дан в полдень, возле Херсонского городского совета. Основные мероприятия традиционно пройдут на четырех локациях: пешеходная улица Cуворовa, площадка возле киноконцертного зала «Юбилейный», набережная по проспекту Ушакова, Шевченковский парк. Мероприятий будет много. Ознакомиться с ними можно в плане, который мы публикуем ниже. С праздником, вас херсонцы! Читайте...
Общество
19 вересня Херсон відзначатиме День міста. Команда Сальдо запрошує херсонців на цікаві заходи. «Наближається День мiста – свято, яке порiднює тисячi херсонцiв. Цей день нагадує всiм нам, що ми велика родина, яка об’єднана долею i життям iз Херсоном. Будемо вiрними багаторiчнiй традицiї i також долучимось до створення святкового настрою на вулицях рiдного мiста. Запрошуємо всiх з 11.00 вiдвiдати виставку ретоавтомобiлiв на Суворовськiй. О 17.00 на входi у Ш...
Общество
Эпидемия вносит в образовательные процессы основательные коррективы. Об этом говорят и пишут преподаватели херсонских  школ и вузов. Привыкать к новой реальности сложно, но нужно. О том, как сегодня проходят занятия в вузах пишет преподаватель одного из херсонских университетов, известный социолог Владимир Коробов. «Эпидемия коронавируса постепенно наступает на Херсонщину, которая все еще сравнительно меньше других регионов Украины страдает от этой «новой...
Криминал
Как сообщает ГУ Национальной полиции в Херсонской области, работники Управления уголовного розыска полиции Херсонщины задержали 25-летнего иностранца, который три года разыскивался Интерполом за сбыт наркотиков в особо крупных размерах (трех килограммов синтетических наркотиков) на территории одного из соседних государств.   Все это время он проживал в доме девушки, с которой познакомился через интернет, в одном из сел Голопристанского района.  О прошлом г...
Общество
На 9 часов утра 18 сентября коронавирус обнаружен еще у 20 херсонцев. Об этом сообщает управление здравоохранения Херсонского городского совета. Количество больных в городе за время эпидемии всего — 362 человека, из них выздоровело 108 человек. Сегодня подтвержден еще один летальный случай. Так что за это время от коронавируса умерло 11 херсонцев. В области COVID-19 обнаружен у 766 человек, в Украине заболело 169 472 человек. Соблюдайте дистанцию ​​и польз...