12:32, 11 вересня 2012 р.

Херсон плывет на дачу

В Херсоне, расположенном в начале Днепровского лимана, с момента основания города в 1778 году и по сей день широко распространено судоходство в самых разных его видах. Этому способствует разветвленная система притоков Днепра и самой этой реки, которая в своем устье изобилует многочисленными островами и островками естественного происхождения. Не удивительно, что с давних времен херсонцы облюбовали эти места в качестве своеобразной рекреативной зоны, которая на протяжении многих десятилетий застраивалась дачами.

123

 

На 2010 год, согласно сведениям Главного управления статистики в Херсонской области, на берегах водоемов в окрестностях Херсона дачи имело более сорока тысяч горожан – четверть взрослого населения города.

Кроме обеспечения херсонцев полноценным «речным» отдыхом, дачи выполняют и другую, не менее важную функцию: они служат базой для выращивания разнообразной сельскохозяйственной продукции «собственного производства». С тех пор, когда пенсии пожилых горожан практически перестали удовлетворять их элементарные жизненные потребности, наличие дачи для тысяч пенсионеров стало не просто подспорьем, а вопросом выживания.

В связи с этим совершенно логично следует, что в Херсоне должна функционировать упорядоченная система пассажирских перевозок водным транспортом.

В советские годы эта система работала исправно и качественно. Восемнадцать пассажирских теплоходов обеспечивали бесперебойную транспортировку пассажиров по двенадцати «дачным» маршрутам в обе стороны, а плата за проезд была копеечной.

Все изменилось уже в начале девяностых годов прошлого века, когда острый экономический кризис привел к разрушению сложившейся системы речных пассажироперевозок. Теплоходное «хозяйство» Херсонского речного порта «пошло по рукам», пока не перешло в управление акционерной судоходной компании «Укрречфлот». К этому времени компания располагала уже четырнадцатью транспортными единицами, которые уже, что называется, «морально устарели» (все теплоходы были построены еще в 60-70-х годах прошлого века) и с каждым годом стали нуждаться во все более длительном и серьезном ремонте.

Между тем, сама потребность херсонцев в речных пассажирских путешествиях не только не уменьшилась, но и увеличилась: дачи, как уже было сказано выше, стали важным условием существования для многих горожан. Но само собой, что компания негосударственной формы собственности не будет работать, не рассчитывая на прибыль.

А как обеспечить прибыль, если 80% пассажиров – пенсионеры, законодательно имеющие право на льготные условия перевозок? Рассчитывать в таком случае, как и при организации перевозок другими видами транспорта, можно исключительно на компенсации из местного и государственного бюджетов.

Однако, начиная с девяностых годов и до сегодняшнего времени, субвенции из госбюджета поступают несвоевременно и не в полном объеме, что периодически провоцирует кризисную ситуацию в организации пассажирских перевозок. Не говоря уже о том, что финансирования из городского бюджета совершенно недостаточно.

Учитывая все эти факторы, в городе активно развивался альтернативный вариант транспортировки пассажиров водными путями. Осуществляется это за счет так называемых «маломерных транспортных средств» – дряхлых моторных баркасов, которые работают «полуофициально» (если не совсем «по-черному»), и в которые в навигационный период, особенно в выходные дни, пассажиров набивается буквально «под завязку». Не мудрено, что такие условия перевозок ставят вопрос о безопасности здоровья и жизни пассажиров.

К 2009 году сложившаяся ситуация стала совершенно критической. АСК «Укрречфлот» признала несостоятельность своего дальнейшего оперирования речными пассажирскими перевозками в городе. Хозяйство получило нового оператора – государственное предприятие «Администрация речных портов Украины».

На первых порах предприятие и город «дружили»: государство в кои-то веки в полном объеме компенсировало речникам расходы по перевозке льготных категорий пассажиров, а на очередной сессии городского совета, состоявшейся в начале 2009 года, было принято беспрецедентное для Херсона решение о выделении из горбюджета на обеспечение речных пассажироперевозок 3,5 миллиона гривен.

Впрочем, уже в следующем году «Администрация речных портов Украины», как заявлял тогда Херсонский городской голова Владимир Сальдо, принялась «шантажировать» городские власти, требуя от них возмещения расходов не только в полном объеме, но и наперед (что при бюджетных операциях можно счесть нонсенсом). К тому же, предприятие выступило с непопулярным предложением о повышении цены на билет с 8 гривен до 9,40 и 10 (в зависимости от продолжительности рейса), оправдывая это повышением затрат на ремонт, ГСМ, расходные материалы и зарплату работникам.

Новые кардинальные перемены созрели в начале 2012 года, когда постоянная комиссия городского совета по вопросам транспорта разработала «Программу развития речного коммунального транспорта Херсона на 2012–2014 годы». Документ был утвержден 27 апреля на сессии горсовета.

Программа предусматривает создание в Херсоне коммунального речного транспорта в составе 10 крупных пассажирских катеров. Для ее реализации создано специальное коммунальное предприятие – «Херсонский коммунальный порт».

В числе основных мероприятий по выполнению программы предусмотрено провести инвентаризацию имеющихся причалов и гидротехнических сооружений и провести конкурс на строительство новых речных катеров, отвести земельные участки под строительство коммунальных причалов и технической базы.

Сегодня предполагается постройка 10 коммунальных пассажирских катеров, из которых 5 построят до конца 2013 года, а еще 5 – до конца 2014 года. Стоимость катеров составит 15 миллионов гривен.

В целом на реализацию Программы планируют потратить 20,83 млн. грн, из которых 15,2 млн. грн. – из городского бюджета, 4,4 млн. грн. – из государственного бюджета (для компенсации перевозки пассажиров льготных категорий) и 1,22 млн. грн. – из других источников.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
live comments feed...