Контентные киберугрозы для детей и подростков
Стремительный процесс накопления социальной информации ведёт к глубоким изменениям самого человека и его влияния на формирование и развитие окружающей среды (социальной, природной, технологической, культурно-образовательной). Одно из последствий этих изменений, названное «эффектом/синдромом хоттабизации»[1], являются серьёзной угрозой нашего времени. Речь идёт о принятии решений и осуществлении действий на основе устаревшей и неправильной информации. В современной Украине указанные изменения вошли в противоречие с действующей системой школьного образования, отстающей от потребностей мирового развития на много лет. Основной причиной такого положения является то, что «синдром хоттабизации», охвативший подавляющую часть педагогов, проявляется в попытке подготовить подрастающее поколение к жизни и работе в новых условиях на основе безнадёжно устаревших знаний о детях и неправильных методах организации образовательного процесса.
Последствиями данного синдрома являются серьёзная угроза безопасности страны и гарантированная неуспешность большинства граждан как в профессиональном, так и личностном плане. В полной мере это относится к представлениям и действиям воспитательного характера в связи с быстро растущим влиянием на детей информационных ресурсов Интернета, а также многочисленных ТВ (телевизионных) каналов, насыщенных низкопробной теле/кинопродукцией.
Новые времена привносят в нашу жизнь новые явления, новые понятия и новые угрозы. Среди них - контентные киберугрозы, интернет-зависимость и пр. Контентными угрозами/ки-беругрозами называют распространение материалов, нарушающих как юридические, так и моральные нормы. К ним относятся:
Детские психологи, киберполицейские и специалисты в области интернета сформулировали основные опасности, которым подвергаются дети и подростки при использовании ресурсов всемирной паутины:
Среди отмеченных современных киберугроз наибольшую тревогу вызывает просмотр детьми сайтов, предназначенных только для взрослых.[2] А число таких детей неуклонно растёт. Данной проблеме уделяется огромное внимание в СМИ многих стран. Некоторые аналитики считают, что акцент на влияние порнографии уводит общественное внимание от других социальных угроз, последствия которых могут быть гораздо серьезнее для правительств ряда государств. В целом, позитивных тенденций на направлении «дети и ТВ/интернет» в Украине, как и в ряде других стран СНГ, не отмечается. Согласно опросам, примерно каждый третий подросток признался в том, что интернет мешает нормальной жизни: активной учебе, разностороннему развитию, встречам с друзьями и пр. Особую опасность представляет собой растущая интернет-зависимость, которая может развиться в течение полугода активного пользования сетью. По разным оценкам, в настоящее время от 2 до 5% детей и подростков уже стали таковыми.
Широко распространено сравнение Интернета с информационной свалкой. Эта метафора важна для анализа отношения детей и молодёжи к «глобальной паутине». Сеть экстерриториальна, в ней отсутствует явно выраженное отношение собственности, все в ней как бы "ничье". Это открывает простор для проявления у детей собственных амбициозных и агрессивных намерений. Снимаются табу реальной жизни, потому что свалка - наилучшее место, где можно крушить-ломать-бить-колотить. Вместе с тем, виртуальная среда сети Интернет не обладает свойствами обыкновенной реальности: время и пространство виртуального мира иные. Виртуальная коммуникативная среда по-иному «размещает» все во времени. Например, возможен повтор, точная копия ситуации того, что в реальности недостижимо. Созданная виртуальная реальность Интернета во многом представляет собой своеобразную материализацию желания, материализацию мечты.
Глубина интеграции человека в порожденную им киберкультуру становится едва ли не определяющей на современном этапе. В частности, меняется соотношение между знаниями и умениями/навыками. Производство знаний становится все более замкнутой, кастовой задачей, областью деятельности, сужающейся относительно всей массы социальных задач. Скорость производства знаний растет, но не быстрее, чем скорость прироста человечества и техносферы, и даже при сохранении паритета, абсолютное число людей, которым не нужно производить знания, увеличивается.
Проблемы адаптации к природе отодвинулись, а проблема приспособления к новым техносистемам актуализировались. Джейк Хорсли замечает: «Мы больше не организмы. Мы механизмы» [6]. И хотя обучение выработке и получению знаний - очень благодарная задача, надо помнить, что этим мы ухудшаем способность людей адаптироваться к современному обществу, в котором от них требуются определенные навыки. Западное общество сконцентрировалось на формировании навыков, от чего во многом выигрывает. Получается любопытная пропорция: мы стремимся больше производить знания, они стараются больше производить навыки. В этой ситуации необходимо определиться со стратегией – либо мы отстаиваем свое право производить знания и тогда начинаем защищать его всеми доступными средствами, либо - начинаем заботиться о том, чтобы наши системы образования преимущественно занимались формированием навыков. В этих вопросах компьютерное и Интернет-образование (со всеми недостатками - «клиповостью», фрагментарностью и пр.) играет наиболее важную роль.
Медиа-(анти)воспитание в семье
Как уже отмечалось, многим родителям, занятым карьерой, работой или просто выживанием, не до собственных детей. Неумолимая статистика показывает: средняя продолжительность ежедневного общения родителей с детьми составляет не более 12 минут в сутки. Главным воспитателем во многих семьях стала так называемая «медианяня». Родители, наивно пытающиеся уберечь детей от «дурного влияния» улицы, часто даже рады, что дети часами «отдыхают» у телевизора или за компьютером. В семьях, где есть дети, телевизор работает в 2 раза больше. Замечено даже, что люди, которые проводят больше 2-х часов в день перед телевизором, часто набирают лишний вес. Все просто: проводя время у телевизора или за компьютером, человек мало двигается, а именно движение является неотъемлемый компонент здорового образа жизни. Также, совмещая обед или ужин с просмотром любимого сериала, он съедает больше, так как ТВ отвлекает его от ощущений и сигналов собственного тела. Кроме того, аппетит стимулируют «вкусно» выглядящие рекламные ролики и другая ТВ/кино-продукция.
Более 60% родителей никак не ограничивают время, которое дети и подростки проводят в Интернете и не контролируют страницы, которые они посещают. Дети наблюдают и «копируют» образ жизни родителей, в т. ч. TV-«всеядность», TV-зависимость и пр. В результате такого «медиа-воспитания», уже к 14 годам среднестатистический подросток успевает увидеть около 40 000 сцен изощрённого насилия[3]. Вредоносные последствия этого на неокрепшую детскую психику трудно переоценить.
В тоже время компьютерная сеть Интернет обладает мощным информационно-образовательным и коммунитарным потенциалом. Характеризуя коммунитарный потенциал Интернета, следует различать инструментальную роль Интернет-технологий, открывающих новые возможности существования реальной субкультуры и киберкоммуникативные сообщества, не имеющие аналога в реальном мире. Возникающие киберкоммуникативные сообщества в сети Интернет являются продолжением традиционных социальных сообществ (пользователи информационно-аналитических, финансовых, коммерческих, научных структур), возникающих нетрадиционных сообществ, которые называют Интернет-сообществами, «виртуальными» или «онлайн-сообществами». Сеть Интернет способствует объединению пользователей в киберкоммуникативные сообщества благодаря своим уникальным возможностям - анонимный характер электронной коммуникации позволяет преодолевать расовые, возрастные, половые и физические преграды, открывает качественно новый способ асинхронных коммуникаций, снимая в свою очередь ограничения временных поясов и распорядка дня. Электронная коммуникация имеет выраженный «эффект запоминания», благодаря возможности записи и сохранения сообщений. На этих базовых тезисах строится развернутая схема дополнительных возможностей: способствование взаимопониманию, толерантности и готовности принять чужие взгляды и различия; выработка общих ценностей.
Что касается информационно-образовательного потенциала, то, как свидетельствуют данные социологических исследований Института социологии НАН Украины, за последние несколько лет произошли значительные качественные изменения в использовании компьютерной сети Интернет, в частности в формах и целях использования Интернета. Это ознакомление с последними новостями, поточной информацией (47,8%), поиск информации для обучения/повышения квалификации (42,7%), поиск информации для выполнения профессиональных обязанностей (40,0%), использование электронной почтой (47,8%), поиск и прослушивание /переписывание музыки, фильмов (33,4%), посещение сайтов государственных, общественных структур (10,6%), поиск и чтение/запись в свою электронную библиотеку художественных книг (9,1%) [7]. Таким образом, Интернет предоставляет расширение индивидуальных возможностей человека к сверхбыстрым темпам жизни в современном информационном обществе.
Детские игры в информационном обществе
Известно, что новорождённый вступает в большой мир как биологический индивид и основной заботой взрослых этот момент является обеспечить его безопасность и условия физиологического выживания. Через некоторое время, в результате социализации ребёнок становится человеческим существом с комплексом установок, с симпатиями и антипатиями, целями и ценностями, стереотипами поведения и ответственностью, а также с неповторимым индивидуальным видением мира. Однако индивид превращается в человеческую личность лишь в процессе деятельности, основным видом которой и главным условием полноценного развития его в детском возрасте является игра.
Одной из важных особенностей социализации детей XXI века является трансформация детских игр, как по форме, так и по содержанию. Коллективные подвижные игры на воздухе, в том числе, наиболее распространенная игра детей второй половины прошлого века – игра в войну, ушли в историю. На смену им пришли компьютерные игры, редкие из которых не содержат элемента насилия.
Рассмотрим валеологическую и психологическую составляющие указанной трансформации. Известно, что движение является непременным условием нормального развития ребёнка. Современные дети и без того, мало двигаются. Особенно утомительна статическая поза, харак-терная и для работы с компьютером. Под ее влиянием могут происходить нарушения осанки, системы кровообращения, зрения и т.д. В ходе подвижных игр, происходит естественное физическое/физиологическое развитие детского организма, формирование жизненно важных умений и качеств – силы, ловкости, смекалки и т.п. Подвижные игры своей физической и эмоциональной нагрузкой оказывают благоприятное воздействие на все системы организма, дарят ощущение мышечной радости, являются прекрасным средством профилактики гиподинамии и гипокинезии. Подвижные игры положительно влияют на воспитание детей в духе справедливости, взаимопомощи, коллективизма, формируют «чувство команды», естественным образом регулируют взаимоотношения в детской среде.
Многие компьютерные игры практически лишены полезных составляющих, зато содержат целый набор вредных как для тела, так и для психического развития детей. Они принуждают ребёнка часами сидеть за компьютером, что крайне неблагоприятно отражается на зрении, провоцируют кислородное голодание детского организма, гиподинамию и другие вредные последствия. Но главное в другом: они показывает подросткам и детям, что жестокость допустима и даже необходима. В компьютерных играх чтобы справиться с противником, нужно использовать изощренные и весьма жестокие методы борьбы. Герои боевиков и экшенов безжалостно избивают и убивают «плохих парней». Согласно исследованиям, подобным поведением делать подростков более жестокими по отношению к сверстникам, родителям, к людям вообще, а также к любым живым существам.
Более того, во время компьютерных игр ребёнок испытывает постоянный дистресс[4]из-за повышенного выброса в кровь ферментов адреналина, кортизона и т.п. При отсутствии движения и хронической гиподинамии это приводит к перевозбуждению, психической неуравновешенности, а в ряде случаев - к состоянию аффекта, транса. В сочетании с психологической уверенностью в том, что насилие – это «нормально», такое состояние является причиной ожесточения детей и подростков.Поэтому набор факторов, его вызывающих, включая неблагоприятную в психологическом смысле атмосферу воспитания и проявления буллинга[5] в семье, а нередко и в школе, мы назвали «коктейлем» агрессии.
Снизить уровень детской и подростковой агрессии, не дать им перерасти в поведенческую норму – большая и трудная задача для родителей и педагогов. Противопоставить негативному влиянию агрессивной медиа-среды можно лишь психологически здоровой атмосферой в семье и в школе, где превалируют уважение и доверие людей друг к другу. Также значительно снижает уровень агрессивности подростков и добавляет им уверенности в себе хорошая доза постоянной спортивной нагрузки.
Итак, в условиях информатизации современного общества проблема превращения масс-медиа и Интернета в один из важнейших институтов становления человека как личности должна рассматриваться в широком контексте (педагогами, социологами, психологами и представителями других дисциплин) и стать предметом внимательного научного анализа. Важность исследования этой проблемы заключается ещё и в том, что в результате развития информационно-коммуникативных процессов, имеющих наднациональную и надкультурную направленность, происходит формирование соответствующего типа личности. Важно, чтобы это была не киберличность с виртуальной идентичностью, а духовно и интеллектуально развитая личность, которая способна эффективно строить свою жизнь в современном обществе.
[1] Термин принадлежит К.Корсаку
[2] Главное место в структуре досуга у четверти подростков занимает компьютер. Ежедневное общение с компьютером у городских школьников составляет примерно 1,2 часа. Прогнозируется выравнивание возможностей регулярного пользования компьютером у детей из разных социальных групп к моменту окончания школы. В целом отмечается позитивное влияние регулярного пользования компьютером на академическую успеваемость школьников. Однако несбалансированное виртуальное общение развивает у ребенка опосредованное восприятие мира, разрушает интуицию, формирует ситуацию отчуждения от этнических корней и истории своего народа, морально развращает.
____________________________________________________
[3] Любимые фильмы у 70% российских и украинских подростков— американского производства. В среднем на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия и эротики. Ежедневно российский подросток видит не менее 9 сцен насилия, агрессии или эротики, что провоцирует его на принятие конфронтационной модели поведения.
[4] Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Дистресс — разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций. Дистрессчаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз).
[5] Буллинг (от англ. bully — задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и сотрудников) со стороны остальных членов коллектива или его части. Как проявления буллинга специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности, отказ в доверии и делегировании полномочий и т. д.